Спасибо, полезно и интересно!
думаю стоило бы добавить сам законопроект в файлах здесь, чтоб не искать его по сайтам ГосДумы или законопроектов
19 февраля 2015 года в профильный комитет Государственной думы Российской Федерации по инициативе Верховного Суда РФ направлен законопроект за № 725381-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», с возможным принятием которого существенной модернизации подвергнется ряд традиционных процессуальных институтов.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту:
...проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»…позволит установить аналогичный порядок рассмотрения судами общей юрисдикции сходных по своей правовой природе дел посредством введения институтов, успешно применяемых в течение последних лет арбитражными судами на основании норм АПК РФ и доказавших свою эффективность, а также определить его соотношение с действующим порядком рассмотрения дел приказного производства…
Итак, основные цели, которые преследовали авторы законопроекта – унификация гражданского и арбитражного процессуального законодательства и оптимизация работы судебной системы в целом. Для их достижения планируется внести достаточно значимые изменения как в гражданский, так и в арбитражный процесс.
Изменения в ГПК РФ
Законопроект предполагает внесение изменений в такие процессуальные институты как судебный приказ и исковое производство. Причем, если институт судебного приказа планируется только модернизировать, то классическое исковое производство ожидают весьма серьезные изменения.
Судебный приказ - ограниченное расширение
Институт судебного приказа, существующий в современном российском гражданском процессе с 1995 года, принципиальному изменению не подвергнется.
Согласно положениям законопроекта речь идет об ограничении размера взыскиваемых денежных сумм или стоимости движимого имущества, подлежащего истребованию, с одной стороны, и расширении перечня требований, по которым может быть выдан судебный приказ, с другой.
Для этого предполагается внести соответствующие изменения в подраздел 1 «Приказное производство» раздела 2 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Вносимые законопроектом изменения заключаются в следующем:
- вынесение судебного приказа по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ, будет возможно только в случаях, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышают 500 тысяч рублей;
- расширение самого перечня требований, по которым может быть выдан судебный приказ. Так, предполагается включение в перечень следующих дополнительных требований:
Переходим на упрощенку
Изменения, предлагаемые ко внесению в исковое производство, более глубоки, так как предполагают достаточно серьезную модернизацию по сути классической системы искового производства. Речь идет о введении совершенно нового процессуального института – так называемого «малого искового производства» или упрощенной процедуры рассмотрения исков.
В арбитражном судопроизводстве упрощенная процедура действует с 24 сентября 2012 года.
Производство по «малым искам», то есть, делам с небольшой ценой иска и бесспорными требованиями, а также его особенности и составляют вторую группу предполагаемых изменений в процессуальном законодательстве.
В этих целях подраздел 2 раздела 2 ГПК РФ дополняется Главой 21(1) «Упрощенное производство».
Главные отличия рассмотрения дел по правилам упрощенного искового производства от рассмотрения по классическим правилам состоят в следующем:
- рассмотрение дела осуществляется без вызова сторон в судебное заседание, по представленным сторонами документам;
- рассмотрение дел без вызова сторон в судебное заседание, по представленным сторонами документам по желанию сторон, а также в иных случаях.
Вместе с тем авторы законопроекта предполагают сохранить полноценное соблюдение принципа состязательности сторон.
Критерии отбора дел
Рассматривать в упрощенном порядке предполагается следующие категории дел:
- дела о взыскании денежных средств или истребовании имущества, если цена иска или стоимость имущества не превышают 500 тысяч рублей, за исключением дел, которые подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (ст. 135 ГПК РФ устанавливает новое основание для возвращения искового заявления – содержащиеся в нем требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства);
- дела по искам:
Предполагается, что стороны смогут ходатайствовать перед судом о рассмотрении дела в упрощенном порядке, или же оно будет возможно по инициативе суда при согласии сторон. В то же время, если спор подлежит рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства по основаниям, установленным законом, стороны будут не вправе возражать против такого рассмотрения.
Однако, авторами законопроекта предусматривается и возможность возврата к рассмотрению дела в общем порядке в случае, если в силу объективных причин рассмотрение дела в порядке упрощенного производства станет невозможным.
Также устанавливается перечень категорий дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства. Так, рассмотрение дел:
будет осуществляться по прежним правилам.
Экономия и препятствия
Ключевая особенность упрощенной процедуры рассмотрения дел – осуществление рассмотрения по представленным сторонами документам и доказательствам без вызова сторон в судебное заседание. По мнению авторов законопроекта такое заочное рассмотрение позволит сторонам сэкономить на времени и финансовых затратах. Вместе с тем, устанавливается целый перечень обстоятельств, наличие или возникновение которых будет являться препятствием для рассмотрения дела в упрощенном порядке.
В частности, при необходимости:
дело будет подлежать рассмотрению в обычном порядке.
Упрощенное доказывание
Предоставление сторонами доказательств при применении упрощенной процедуры рассмотрения судебного дела также имеет ряд особенностей.
Предполагается, что процесс предоставления доказательств, равно как и дополнительных документов, будет осуществляться в два этапа, причем для каждого этапа устанавливаются фиксированные сроки.
В первую очередь, в срок не менее 15 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, должны быть представлены доказательства и возражения относительно предъявленных требований.
Во вторую очередь, в срок не менее 30 дней с момента вынесения вышеуказанных определений необходимо будет представить дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражения в обоснование своей позиции.
Причем между последним днем срока для предоставления доказательств и возражений и последним днем срока для предоставления иных документов должно пройти не менее 15 дней.
Если же сроки для предоставления доказательств и иных документов были пропущены сторонами по причинам, признанным судом уважительными, суд может принять эти доказательства и документы, но только если они были представлены до вынесения судом решения по делу.
Вынесение решения и обжалование
Авторы законопроекта предусматривают ряд мер, направленных на сокращение сроков вынесения судебных решений при максимальном соблюдении интересов сторон.
В частности, устанавливается, что:
Вместе с тем, в зависимости от степени сложности дела, его характера и иных факторов, лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в судебное заседание.
Изменения в АПК РФ
Одновременно с изменениями, предполагаемыми ко внесению в ГПК РФ, авторы законопроекта инициируют дополнение Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) рядом новых положений.
Во-первых, для того, чтобы исключить произвольное усмотрение суда при определении возможности перехода от упрощенного порядка рассмотрения дела к порядку общеисковому, а также снизить сопутствующие такому переходу риски, предполагается:
Во-вторых, устанавливается порядок обжалования в апелляционной и кассационной инстанциях судебных актов, вынесенных по делам упрощенного и приказного производства (предусмотренного положениями законопроекта № 638178-6, находящегося на рассмотрении в Госдуме РФ).
Этот порядок аналогичен порядку, предполагаемому ко введению в судах общей юрисдикции и предусматривает:
Для реализации этих положений авторами законопроекта предполагается расширить содержание некоторых статей АПК РФ, а также ввести некоторые новые нормы.
Так, изменению подвергнутся ст. 272(1) АПК РФ, определяющая особенности апелляционного обжалования решений по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, и ст. 291(12) АПК РФ, регламентирующая вопросы кассационного обжалования. Помимо этого предполагается закрепить новую ст. 288(2), в которой устанавливаются особенности кассационного обжалования судебных актов, принятых по делам упрощенного производства.
Что в итоге
С принятием законопроекта (а он будет принят с достаточно высокой долей вероятности), инструментарий российского процессуального законодательства существенно расширится. Прежде всего, это должно сказаться на оперативности рассмотрения гражданских и арбитражных дел, однако, не совсем ясно, как новые положения повлияют на качество их рассмотрения. Дело за практикой.
Спасибо, полезно и интересно!
думаю стоило бы добавить сам законопроект в файлах здесь, чтоб не искать его по сайтам ГосДумы или законопроектов