Солнце, ливни, шезлонги, all inclusive, грядки, комары… У каждого лето свое. Но, такое разное, для многих оно одинаково тем, что именно летом хочется отпуска, можется отпуска, должен быть отпуск. В эту пору приключений и открытий некоторым иногда приходится открывать для себя неожиданности в общении с руководством. Ниже – одна маленькая история, без разоблачений, но с вопросами.
Часть вводная, лирическая
Мой скромный, но разносторонний жизненный опыт давно уже привел меня к приземленному выводу, что трудовое право – самое несчастное в нашей российской действительности.
Был у меня один чудесный преподаватель уголовно-правовых дисциплин. И вот как-то, возможно, вынужденно, в качестве замены, вел он у нас криминологию. Может, он ее просто не жаловал, может, так встали планеты, но человек был настроен крайне философски. И почти весь семестр убеждал нас, что наука [а криминология – особенно] – она, как русалка: о ней все говорят, но никто не видел. Вот трудовое право – тоже русалка. Причем, очень редкий вид, в наши моря не заплывающий.
Казус, он же кейс
А теперь от лирики к конкретике. Рассказали историю тут занятную, свое мнение я сформировала (изложу), противоположное слышала как базис истории, но, увы, без нормативного обоснования. Потому интересно, что обо всем об этом думаете вы, уважаемые коллеги.
Итак, жила-была организация. И был в ней работник, который устроился работать ранней весной, когда весной-то еще даже не пахло. Доработал до лета – и в отпуск хочется. Но согласно ст. 122 ТК РФ не возникло еще у работника право просить у барина отпуск, т.к. нет стажа работы у работодателя длиною в шесть месяцев. Однако – согласно той же 122 статье, если работодатель добрый и с работником пойдет на контакт, то никто не мешает досрочно, так сказать, двойным авансом, отпуск работнику за первый год работы предоставить.
А теперь усложним ситуацию и представим себе, что организация не простая, а от времени года зависящая, предположим, школа; а работник – не просто работник, а учитель. Работа весьма сезонна: именно летом работы по основной трудовой функции нет, а значит, именно летом тружеников образования отпускают в их (удлиненные, между прочим) отпуска. И вот нашего работника-физрука-ОБЖешника отпускают в отпуск. Но не весь, а примерно на половинку, а остальное в принудительном порядке предлагают взять «за свой счет». Потому что-де, устроился наш физрук недавно, права на отпуск особо-то и не заслужил, так что счастлив должен быть тому, что дают, пропорционально к его стажу посчитав. А если будет рыпаться – будет работать дворником все лето, а в отпуск – только спустя год. Ибо – «не пойдет же он в отпуск зимой, когда детей на лыжах надо по кругу выгуливать».
Услышав эти вводные, я сказала, что руководство нашего физрука то ли чего-то не знает, то ли что-то перепутало, то ли изощренно оптимизирует бюджет.
Потому что:
по условиям трудового договора работника предусматривается установление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней. Нормы о сокращении количества дней ежегодного отпуска пропорционально сроку действия трудового договора в трудовом договоре отсутствуют. [Собственно, если бы такая специфика в соглашении и нашлась бы, есть сомнения в ее соответствии ТК РФ].
Таким образом за первый год работы работника (отсчитываем от даты начала работы ровно год – трудовой год у каждого индивидуален, в отличие от календарного) ему должен быть предоставлен отпуск в полном объеме. Учитывая специфику трудовых функций работника, предоставление отпуска в летний период, когда ученики сами разъехались по дачам да югам, является вполне логичным.
Согласно ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Таким образом, предоставление отпуска за первый год авансом, до достижения шести месяцев работы у определенного работодателя, предусмотрено действующим трудовым законодательством при наличии воли сторон трудовых отношений. При этом Трудовой кодекс не содержит положений, привязывающих продолжительность оплачиваемого отпуска к продолжительности фактически отработанного времени у конкретного работодателя (за исключением работников, заключивших срочный трудовой договор сроком до двух месяцев – ст. 291 ТК РФ, а также занятых на сезонных работах – ст. 295 ТК РФ).
Норма о пропорциональном предоставлении отпуска авансом за фактически отработанное время в первый год работы, насколько мне известно, действительно существует, но в иных правопорядках, например, в трудовом законодательстве республики Беларусь (кажется, статья 166 их Трудового кодекса), но не в российском законодательстве.
Позиция о невозможности согласно российскому законодательству предоставления в натуре неполного ежегодного оплачиваемого отпуска, т.е. пропорционально отработанному в данном рабочем году времени, изложена, в частности, в письме Федеральной службы по труду и занятости от 24 декабря 2007 года № 5277-6-1 (прикрепляю).
Таким образом, при достижении сторонами трудовых отношений соглашения о предоставлении работнику отпуска авансом, отпуск должен быть предоставлен полной его продолжительности.
Статья 125 ТК РФ предусматривает возможность разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части, которое, однако, возможно по соглашению между работником и работодателем, а не просто по инициативе работодателя, как оно получается в рассматриваемой ситуации.
В любом случае, требование, исходящее от руководства нашего ОБЖешника, о подписании заранее составленного за него заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы не соответствует положениям ст. 128 ТК РФ, согласно которой инициатива в вопросах предоставления такого вида отпуска может исходить сугубо от работника по семейным или иным уважительным обстоятельствам., а совсем не потому, что у работодателю на какой-то период времени нечем занять работника.
1) Если работодатель не видит оснований для предоставления отпуска до истечения 6 месяцев работы, он волен обеспечить работника работой в соответствии с трудовой функцией и квалификацией работника на летний период и, соответственно, с выплатой заработной платы в полном объеме, согласованном при приеме работника на работу. Т.е. даже если нашему физруку поручат мыть полы или подметать школьный двор (т.е. трудовая функция временно изменится), платить ему должны не меньше его собственного среднего заработка.
В таком случае право на отпуск полной продолжительности возникнет у работника осенью (в начале учебного года), причем, поскольку по общему правилу ТК РФ период отпуска должен входить в соответствующий рабочий год, этот отпуск должен будет быть предоставлен работнику до ранней весны, коль скоро именно весной он на работу устраивался, что, учитывая специфику труда работника, не представляется соответствующим производственным нуждам работодателя.
Собственно, и в изначальном варианте с отпуском без сохранения заработной платы, который предлагали работнику, вопрос с предоставлением оставшейся части отпуска остался бы открытым, поскольку предоставление отпуска без сохранения заработной платы не ведет к прекращению права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска или неиспользованной его части.
Позиция сотрудника отдела кадров о предоставлении отпуска за первый рабочий год в летний период, приходящийся на второй рабочий год, не представляется соответствующей закону (поскольку отпуск предоставляется работнику по общему правилу именно в текущем рабочем году, перенесение отпуска на следующий рабочий год является исключительным случаем, когда начнется второй год работы работника у работодателя, у работника также возникнет право на получение отпуска полной продолжительности).
2) Если работодатель согласен отправить работника в отпуск, но только пропорционально отработанному времени (что, повторюсь, российским правом не приветствуется), работодатель может предложить работнику отгулять отпуск частями (и тут опять вопрос с сезонностью пед.работы) или компенсировать весь объем свыше 28 дней деньгами.
3) Иной – самый логичный и законный, на мой взгляд, путь для работодателя: почитать на досуге ТК РФ и согласиться с позицией о логичности и законности направления работника в отпуск полноценной продолжительности.
К сожалению, окончания истории я не знаю. Но меня профессиональный интерес гложет: логичны ли мои размышления или я что-то важное упустила в нормативном регулировании отпусков? Так что прошу ликбеза/поддержки/историй из практики и т.д., за что заранее благодарю.