Здравствуйте!
Размышления по поводу потенциального Профсоюза арбитражных управляющих. От какого работодателя защищает он? Работу получаем и теряем на основании судебного акта.
То есть наш работодатель — государственный орган. Только вопрос какой? Министерство юстиции? Кстати, сколько судей в России? В сборнике «Осуществление гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции и арбитражными (хозяйственными) судами в России и других странах СНГ» приводятся следующие данные на 2012 год: в судах общей юрисдикции числилось 25140 судей, включая 125 судей Верховного Суда РФ, а в системе арбитражных судов работали 4113 судьи, включая 90 судей Высшего Арбитражного Суда РФ. После объединения системы арбитражных судов с судами общей юрисдикции и общая численность судей составила 29253 человек. Кроме того, после присоединения Крыма был подготовлен законопроект, предусматривающий работу для 468 судей в Крыму и Севастополе. Тем самым численность судей в РФ должна составлять 29721 человек. Кто назначает судей? Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов. Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда. Арбитражных управляющих в России 10000. То есть мы имеем сопоставимые цифры.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Любимая формулировка судей для привлечения арбитражного управляющего к ответственности. Но с другой стороны подтверждающее статус арбитражного управляющего, как арбитра. У должника интерес- побыстрее избежать ответственности и не возвращать спорное имущество. У кредитора интерес- привлечь к ответственности должника, по быстрее получить полностью свой долг или по крайней мере получить побольше, меньше делясь с кем либо, в том числе и с арбитражным управляющим и его привлеченными лицами. Общество любит бедных и обиженных и подозрительно относится к лицам проводящим банкротство, а вознаграждение у этих лиц, чтоб было как у бюджетников. То есть в процедурах банкротства, по определению, всегда конфликт и крайний там- арбитражный управляющий, а понятия «добросовестность и разумность» относительны и субъективны. Помню, как в 90-е годы милиция наезжала на потерпевших, что они были не осмотрительны и разумны и не предусмотрели противоправное действие в отношении них.
Если к арбитражному управляющему предъявляются повышенные чрезмерные требования, то законна постановка вопроса о его конституционных правах на работу, на защиту, в том числе и от судебного произвола, надзорных органов и от участников процесса желающего заменить несговорчивого беспристрастного арбитражного управляющего на более интересного для них. Иногда возражают, что арбитражный управляющий может защитить свои права в судебном порядке. Но мы знаем- сколь длителен, затратен и неопределенен данный процесс. Возмещают часто символические деньги. И во время отстранения ау ему нужно жить, содержать семью. Я уж не говорю о репутации. А согласно закона арбитражного управляющего не восстанавливают на должниках по которым он был отстранен. А получение новых должников- это весьма длительный процесс.
бесплатный доступ
Запись семинара
«Банкротство юридических лиц»
С другой стороны, переводить арбитражного управляющего в госслужащие не стоит- вспомните о эффективности судебных приставов когда у них отобрали проценты от реализации. В чем то близкая по статусу арбитражного управляющего- это работа нотариуса. За ним закреплен район, гарантирован объем клиентов, оплачивающий заранее приличные суммы по утвержденным тарифам.
Это все мысли, не до конца оформленные размышления- не руководство к действию. Все понимают, что процедуры банкротства не последний элемент развития и нормального функционирования экономики страны. Закон о банкротстве со временем улучшается. Но бешенное количество поправок в закон приводит и непродуманным поправкам. Тем не менее разрабатывается абсолютно новый Закон о банкротстве. Кардинальных изменений трудно от него ожидать, но хотелось бы чтобы разработчики понимали, что подавляющее количество процедур приводит к ликвидации должника не потому что арбитражные управляющие такие плохие, а потому что эти предприятия давно уже мертвые. И чтоб не допустить вала ликвидаций, есть смысл отслеживать заранее ситуацию с предприятиями и при необходимости оказывать им должную поддержку.
И напоследок, нельзя не упомянуть о давно наболевшем вопросе: об обратной связи законодателей и тех кого регулируют данные законы. Иначе депутаты руководствуются партийным чутьем, которое зачастую заводит куда не надо. И обратной связью не с избранными, а широким кругом профессионалов.