Дождались!
Ровно через 4 года после внесения драматических изменений в законодательство об ООО (закон № 312-ФЗ) вступают в силу формы Заявлений о регистрации, соответствующие новым реалиям законодательства.
Приказ ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее – Приказ) зарегистрирован в Минюсте в мае прошлого года, но никак не мог вступить в силу из-за большого объема внутренних согласований между ведомствами
.
Наконец 3 июня 2013 г. было опубликовано Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 г. № 454 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отменившее Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", которым были утверждены действующие с 2002 года формы для коммерческих организаций, и пункт 1 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", которым были утверждены формы для некоммерческих организаций.
Таким образом, с 4 июля 2013 г. применяются новые-новые формы Заявлений о регистрации.
(Не путаем с промежуточными, не утвержденными «рекомендованными» формами Заявлений, размещенными на сайте www.nalog.ru, которыми мы пользуемся с 2009 года).
Эти же формы будут применяться и некоммерческими организациями.
(см. Приказ Минюста России от 07.05.2013 г. № 68 "Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций")
Что же такого нового в этих новых формах?
Клеточки
Что сразу бросается в глаза и немного пугает – это обилие в новых формах клеточек к заполнению. То есть, как и ожидалось, теперь на каждую букву отведена отдельная клетка, соответственно, ручное заполнение форм становится практически невозможным, трудозатраты на заполнение возрастают в разы.
Конечно, сейчас уже разрабатываются документы MS Word и Excel с макросами, формулами и другими ухищрениями, которые помогут нам в заполнении форм.
Однако если ФНС начнет активно ратовать за машиночитаемость, то одними Word и Excel уже будет не обойтись – для перевода данных в двухмерный штрих-код нужно будет использовать специальное программное обеспечение.
Обновленную программу ППДРЮЛ (бесплатная программа с сайта ФНС) обещают вывесить после начала действия новых форм, но до этого момента, а также до «обкатки» своих программ частными разработчиками пройдет некоторое время, в которое нужно будет придумать как выйти из ситуации.
На данный момент формы Заявлений доступны в графическом формате, а также в непроверенном пока формате Excel (в системе КонсультантПлюс и в приложении к нашей статье) (визуально расположение клеток в этих формах не соответствуют параметрам Приказа), как только появятся проверенные формы в адекватном (полностью соответствующем параметрам Приказа) Word или Excel-формате, мы добавим их к данной статье.
Так как формы машиночитаемые, то любое отклонение формы от установленного эталона может повлечь отказ в регистрации.
Остается надеяться, что в первое время, пока не появилась программа от ФНС, регистрирующий орган не будет сильно "свирепствовать".
Коды
Однако есть и хорошие новости, так, например, для регистрации видов деятельности достаточно будет вбить только цифровые коды (не расшифровывая названия видов), аналогично с удостоверяющими личность документами – теперь нужно будет указывать только их код.
Минус в том, что коды ОКВЭД теперь нужно указывать с точностью до четырех знаков.
ФНС
Серьезным положительным моментом является то, что теперь формы утверждаются ФНС РФ, а это, по идее, означает, что найденные на практике недочеты форм можно будет оперативно исправлять, вводя новые редакции Заявлений. Однако это утверждение предстоит проверить.
Все учредители
Самое серьезное, наверное, нововведение – теперь все учредители создаваемого юр.лица должны выступать заявителями, то есть посещать нотариуса все вместе или поэтапно заверять заявление Р11001. Такой порядок устанавливает пункт 2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@) (далее – Требования).
Такая практика уже введена в некоторых регистрирующих органах, но в большинстве регионов РФ позволялось делегировать обязанности заявителя одному из учредителей. Соответственно, теперь всем учредителям нужно будет собираться вместе у нотариуса либо заверять заявление Р11001 по очереди.
Уставный капитал
С другой стороны, новые формы дают также возможность сэкономить.
Для регистрации изменения размера уставного капитала теперь не нужно будет предоставлять отдельно заявление по форме Р14001, необходимые изменения сведений об участниках будут отражаться в форме Р13001. Эта ситуация описана в пункте 5.7.6 Требований.
Прописные буквы
Важный технический нюанс, теперь вся информация, в том числе наименования компаний, вносится прописными буквами.
То есть с 04 июля 2013 г. уже не будет разницы между наименованиями компаний, написанных «с большой буквы» или всеми прописными буквами.
Двухсторонняя печать
И еще одно важное нововведение, согласно пункту 1.17 Требований не допускается двухсторонняя печать заявлений, а также «иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом», в том числе Решений и Протоколов.
Это требование вызвано курсом на модернизацию - перевод всех регистрирующих органов на электронный обмен документами (с предварительным их сканированием).
Вместо Свидетельств
Интересный момент, одновременно с новыми формами вступает в силу новый порядок выдачи документов, подтверждающих регистрацию: теперь по всем видам изменений будет выдаваться не Свидетельство о регистрации, а Лист записи ЕГРЮЛ. Свидетельство будет выдаваться только при создании юридического лица.
См. Приказ ФНС России от 13.11.2012 г. № ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей"
При восстановлении потерянных Свидетельств ГРН (по изменениям) будут также выдаваться Листы записи ЕГРЮЛ, при этом если компания была создана до 01.07.2002 г., то ее регистрация в ЕГРЮЛ не считается созданием и, соответственно, взамен утерянного Свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, будет также выдан Лист записи.
В связи с этими нововведениями в первое время у компаний могут быть некоторые проблемы при взаимодействии с банками, таможней, однако они должны быстро разрешиться.
Обсуждение этой новости - в теме: Лист записи вместо свидетельств после 04.07.2013
Резюме
Подытожим основные моменты.
1. Новые формы – машиночитаемые, а значит любое отклонение их параметров от стандарта может повлечь отказ в регистрации.
2. Каждому символу – отдельная клетка, что влечет резкое увеличение времени на «ручное» заполнение форм.
3. Все буквы в формах – прописные, таким образом, теперь нет разницы в написании наименований.
4. При создании компании заявителями выступают все учредители.
5. Для увеличения (уменьшения) уставного капитала теперь будет достаточно заполнить одну форму Р13001.
6. Формы теперь утверждаются не Правительством, а ФНС, значит мы можем надеяться на более живую «обратную связь» в части совершенствования форм.
7. Эти же формы будут применяться и некоммерческими организациями.
Таким образом, в целом ничего экстраординарного не произошло, формы в основном остались теми же, стало тяжелее их заполнять, но эти сложности должны постепенно уйти с появлением новых программных средств. В начале, конечно, будет некоторый период неразберихи, но через это нужно пройти, такова жизнь.
И да пребудет с нами Сила!
Татьяна Звягина
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
P.S. Чтобы всегда быть в курсе последних событий в сфере регистрации, присоединяйтесь к страницам проекта Регсеминар в сетях Facebook и ВКонтакте!
И приходите на новые семинары проекта Регсеминар!
График текущих семинаров можно посмотреть в теме.
Все права защищены. Перепечатка или рерайт статьи возможны только по согласованию с Автором.
Более подробный обзор новых форм:
Новшества форм 2013
Все статьи о новых формах:
Новые формы 2013
Обсуждение новых форм на Регфоруме (ответы на вопросы):
http://regforum.ru/showthread.php?t=123418
Новая форма для регистрации ИП:
Скачивайте по ссылке, если вам нужна форма Р21001.
Путеводитель по новым формам