Добрый день, коллеги! На практике при аренде недвижимого имущества у физического лица арендатор нередко возмещает арендодателю коммунальные расходы. Вопрос: что в такой ситуации происходит с НДФЛ? Являются ли суммы такого возмещения налогооблагаемым доходом физического лица?
Читайте о поправках в ст. 45 НК РФ.
Статья 41 НК РФ понимает под доходом физического лица экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, определяемую в соответствии с гл. 23 НК РФ и учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Положения п. 1 ст. 210 НК РФ устанавливают, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы, которые получены налогоплательщиком как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
При этом в силу положений пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в материальной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. То есть буквальное толкование НК РФ говорит о том, что возмещение стоимости коммунальных услуг налогоплательщику-арендодателю арендатором представляет собой один из видов получаемой налогоплательщиком материальной выгода, которая является объектом налогообложения НДФЛ.
Однако все не так однозначно. Как известно, на практике встречается два способа формирования стоимости коммунальных услуг. Так, существуют коммунальные услуги, стоимость которых не зависит от их фактического потребления (например, плата за отопление помещения зависит исключительно от его площади, а не от того, пользуется ли кто-то этим помещением). Но в то же время, например, оплата электроэнергии зависит исключительно от количества потребленных киловатт. Напрашивается простая логика: если стоимость коммунальных услуг зависит от количества их фактического потребления, а потребляет их арендатор, то почему же возмещение их стоимости должно быть материальной выгодой арендодателя?