Не секрет, что при рождении ребенка в молодой семье как нельзя более обостряется финансовый вопрос. Одна из трудовых единиц выбывает из формирования семейного бюджета как минимум на полтора-два года, доходы семьи существенно падают, и необходимость в получении дополнительных средств обостряется критически. В настоящей заметке я постараюсь рассмотреть способ получения дополнительной финансововой помощи для семьи за счет средств ФСС.
Сразу оговорюсь: рассматриваемая ситуация не касается всех способов получения выплат из различных бюджетов и фондов при рождении ребенка, а относится к частной (тем не менее, довольно распространенной в российских реалиях) ситуации: отец ребенка – работает у работодателя с полностью «белой» зарплатой; мать – на «серой» зарплате, на низкой официальной зарплате, либо – вообще не трудоустроена. А в связи с тем, что размер пособия напрямую зависит от отчислений с суммы заработной платы в ФСС на конкретного работника, естественно, выгоднее получать пособие на того из родителей, у кого эти отчисления составили большую сумму. Таким образом, задача такова: получить отцу пособие по уходу за ребенком и одновременно продолжить работать у текущего работодателя с минимальным сокращением собственной заработной платы. Это – вполне реально, и ниже я расскажу (со ссылками на нормативно-правовые акты, естественно) как это сделать, несмотря на то, что традиционно такое пособие получают матери ребенка, или, по крайней мере, так принято считать.
Для начала – разберемся, а сколько вообще составит ежемесячное пособие по уходу за ребенком? Согласно ст. 13. Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пп. "а" п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с п. 1 ст. 11.2. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в рассматриваемой ситуации выплачивается в следующих размерах: 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 6–8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ.
Ответ на вопрос — что такое средний заработок дает нам Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством": в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1.2. указанного закона, средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году выхода в отпуск по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). П. 3.3. ст. 14 указанного закона установлено, что средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с ч. 3.1. ст. 14, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.
Таким образом, чтобы понять, а сколько, собственно, будет составлять размер искомого пособия, нам нужно:
Рассмотрим на конкретном примере. Возьмем семью, в которой у отца, например оклад 80 000,00 руб. в месяц (для простоты примера, только голый оклад, премий нет, средняя месячная зарплата по Москве), у матери «белая» часть зарплаты – 25 000,00, с одним ребенком, родившимся в 2016 году. Предположим, размер оклада с 2014 года у них не менялся.
База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации (в отношении каждого физического лица) на:
Итак, 80 000,00 * 24 мес. = 1 920 000,00 руб. (заработок за два года). Сравниваем эту сумму с базовыми величинами за 2014 – 2015 гг. 624 000,00 руб. + 670 000,00 руб. = 1 294 000,00 руб. Поскольку указанная величина меньше, чем фактический заработок за два года, то применяется сумма, рассчитанная исходя из размера базовых величин. Делим ее на 730 для того, чтобы получить размер среднего дневного заработка: 1 294 000,00 руб. / 730 = 1 772,60 руб. Полученный размер дневного заработка умножаем на 30,4 1 772,60 руб. * 30,4 = 53 887,12 руб. Высчитываем 40% от этой суммы 53 887,12 * 0,4 = 21 554,85 руб. – вот она, сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком!
Если мы посчитаем размер пособия для матери ребенка с окладом, например, в 25 000,00 руб./мес., то сумма ежемесячного пособия получится существенно меньшей, а именно – 9 994,52 руб. Разница – пятнадцать с половиной тысяч рублей в месяц, по мне – так довольно существенная (хотя кому-то, возможно, даже на сигареты не хватит, но это уж, как говорится, извечная дилемма про жидкие щи и мелкий жемчуг).
Впрочем, можно не лезть в дебри пенсионного и страхового законодательства и просто рассчитать сумму пособия на сайте ФСС. Впрочем, мы же не ищем легких путей, и хотим самостоятельно во всем разобраться?
Итак, с суммой пособия понятно. Далее, необходимо понять, каким образом работающий отец ребенка все-таки может получить пособие.
В соответствии с ч. 2 ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком отец ребенка может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч. 3 ст. 256 ТК РФ). Согласно ст. 93 ТК РФ, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет.
Ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пп. а) п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ лицам, указанным в абз. 2 — 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из лиц, указанных в п. 39 Порядка (п. 42 Порядка).
П. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отмечено, что при разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка. При этом законодательство не содержит запрета одному из родителей получать отпуск по уходу за ребенком, если второй из родителей находится в отпуске без сохранения заработной платы (п. 42 Порядка). Во внимание принимается только то, что второй родитель не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующее пособие, при этом фактическое осуществление ухода за ребенком лицом, испрашивающим соответствующий отпуск, презюмируется. Не имеет значения, работает мать ребенка или нет, вышла ли она на работу, и т. п. (подп. «ж» п. 54 Порядка). ТК РФ не возлагает на лицо, изъявившее желание осуществлять уход за ребенком, обязанность представлять работодателю доказательства, подтверждающие фактическое осуществление такого ухода (см. Кассационное определение ВС Карачаево-Черкесской Республики от 01.02.2012 по делу № 33-39/12).
Непосредственно ТК РФ не дает определения неполного рабочего времени, предусматривая лишь то, что оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (письмо Роструда от 08.06.2007 № 1619-6). В соответствии со ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, следовательно, неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени (т.е. 40 часов в неделю). Таким образом, предельная продолжительность неполного рабочего дня или недели трудовым законодательством не предусмотрена.
Согласно п. п. 39, 42 Порядка, в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному лицу — матери либо отцу (подтверждается судебной практикой – см. апелляционное определение СК по гражданским делам Мосгорсуда от 28.05.2012 № 11-7984, определение СК по гражданским делам Мосгорсуда от 30.03.2012 № 33-9247).
Следовательно, установление режима неполного рабочего времени в размере, например, 39 часов в неделю (при продолжительности рабочей недели 40 часов), с укорачиванием каждого рабочего дня на 12 минут не противоречит требованиям законодательства РФ. Аналогичная позиция приведена в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.12.2008 № Ф09-9217/08-С2; Постановлении ФАС Уральского округа от 08.07.2009 № Ф09-4211/09-С2; Определении ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14376/09.
Таким образом, для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, работник – отец ребенка обязан предоставить следующие документы работодателю:
Обратите внимание на то, что отпуск по уходу за ребенком и ежемесячное пособие по уходу за ребенком отец может получить не ранее, чем мать ребенка выйдет из отпуска по беременности и родам (в случае, конечно, если она использовала такой отпуск)! Согласно ст. 255 ТК РФ, женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней (в случае нормально протекающей одноплодной беременности) после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Однако, отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов, т.е. нужно ориентироваться не на срок 70 дней после рождения ребенка, а на срок в 140 дней с момента предоставления соответствующего отпуска (если рождение ребенка произошло ранее, чем через 70 дней после ухода женщины в отпуск).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Согласно ст. 11.1. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
Таким образом, выплата пособия по уходу за ребенком работнику при условии перевода его на 39 часовую рабочую неделю по сути не отразится на объеме выполняемой работы и не понесет дополнительных расходов для работодателя. Вместе с тем, будьте готовы к тому, что работодатель не пойдет охотно вам на встречу, и изложенную позицию придется отстаивать, в том числе, достаточно жесткими методами. Не забывайте, что работа на условиях неполного рабочего времени с одновременным получением пособия по уходу за ребенком – это право работника, и реализуется им на основании заявления, т.е. удовлетворить его работодатель обязан.
Здравствуйте, у нас вообще единый и интересный случай. Отказали дедушке в отпуске по уходу за ребёнком с сокращением рабочего времени на 30 минут в день. Все документы представлены согласно действующему законодательству и оба родителя работают, на полном рабочем дне. Суд первой инстанции мы выиграли, все доводы смогли доказать были свидетели которые говорили что постоянно видят деда с внучкой, есть мотивированное решение. С Вторым судом работодатель договорился и мы проиграли, в апелляции указали то же самое только сказали нет, и написали что мы якобы не доказали фактический уход, и что вообще это мать должна сидеть с ребёнком и выход на работу и её справка не доказывает что именно дедушка должен сидеть с ребёнком( короче беспредел). А выше я не написал что дедушку уволили одним днём вместо того чтобы предоставить отпуск по уходу по статье 278 п.2 как руководителя. И в суде второй инстанции указали что работодатель вообще мог не рассматривать заявление если собственником принято решение об увольнении руководителя, хотя в этот день дедушка должен был быть уже в отпуске,так как заявление было написано на много раньше принятого решения об увольнении руководителя( а именно на 10 дней раньше). И согласно закону(не помню какого)после заявления принятого в канцелярии с отметкой, день увольнения дедушки считался первым днём в отпуске по уходу за ребёнком без приказа об отпуске.Сейчас пишем в кассацию, хотя в ней будут участвовать теже судья что и в аппеляции, шансов мало(((
Вот так у нас в судах, есть законы, а они говорят и делают все наоборот. ( если у суда есть задача отказать, суд в любом случае откажет не посмотрев на законы). Забыл указать что работодатель это администрация, а с системой очень сложно бороться тем более если ещё и с судом договорились. Что делать, как быть, кому жаловаться на этот беспредел мы не знаем, будем писать во все инстанции может правда восторжествует, но наврятли(((, что очень обидно за наши законы, и за честных людей. Если у кого есть предложения как нам действовать, напишите. Наша полная история очень интересная ( со стороны работодателя была подделана исходящая документация, после выигранного первого суда через несколько дней после восстановления уволили по другому основанию уже в отпуске по уходу за ребёнком, также если смотреть на законы уволили по второму случаю незаконно. Потом уже пока судились по второму увольнению, они договорились с апелляции по первому увольнению. Как я уже написал выше, мы проиграли. Кому интересно и кто реально может подсказать смогу рассказать все подробности. Так как наша история очень долгая в одном рассказе не изложишь. Все юристы в шоке что мы проиграли, так как исходя из законов мы правы. Но увы(((.
Я все вам отвечу в личку про регион и историю так как на данный момент не хотим показывать историю на всеобщее обозрение.
Здравствуйте. Хотел бы задать Вам вопрос. Так как жена не работала и состояла на учете центра занятости населения, я хочу оформить пособие на себя, при этом работая. Какие документы мне нужно предоставить в отдел кадров? Второй вопрос. Я работаю на сменном режиме, день,ночь ночь потом 3 дня выходных. В неделю я набираю 30-38часов. Будут мне при этом срезать часы? Ведь у меня и так они ниже 40часов