Привет, Регфорум! 10 февраля 2017 г. в третьем, окончательном, чтении Госдума РФ решила принять поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которыми по-новому устанавливается ответственность операторов связи (Интернет-провайдеров) за неисполнение обязанности по блокировке ресурсов, внесенных в так называемый «Реестр запрещенных сайтов», который ведется Роскомнадзором.
Законопроект, который был одобрен Госдумой, имеет две ключевые особенности:
во-первых, неисполнение обязанности по блокировке (разблокировке) сайта станет самостоятельным нарушением, закрепляемым в отдельной статье 13.34 КоАП РФ. Ранее такое нарушение «подводилось» под другую норму – ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией);
во-вторых, ответственность согласно новой статье 13.34 КоАП РФ окажется значительно выше — штрафы для юридических лиц будут достигать 100 тыс. рублей. Применяемая на текущий момент ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ включает намного более мягкие штрафы для нарушителей – до 30-40 тыс. руб.
Стимулирование операторов к своевременному реагированию на пополнение «Реестра запрещенных сайтов» в целом отвечает тенденции по ускорению процедуры блокировки сайта с помощью законодательных и технических мер. К ним можно отнести, например, внедрение системы «Ревизор», автоматически контролирующей исполнение провайдерами обязанностей по блокировке сайтов, а также законопроект, разрабатываемый Минкомсвязи РФ – ведомство планирует оптимизировать существующий порядок доставки судебных решений о блокировке обычной почтой, который, очевидно, является слишком медленным.
Принятые Госдумой РФ поправки означают, что провайдерам придется аккуратнее работать с «Реестром запрещенных сайтов» и для кого-то, возможно, станут поводом начать использовать систему автоматического контроля «Реестра», которая, как считается, является весьма дорогостоящей для небольших региональных операторов.
С другой стороны, несмотря на то что этот шаг означает усиление государственного вмешательства в Интернет-пространство (объясняемый общественной опасностью содержащейся в Сети информации), он может показаться позитивным для тех, чьи интересы нарушены незаконным контентом в Интернете — например, для правообладателей фильмов, музыки и т.п. Кроме того, вводимая ответственность в равной степени применяется и к случаям несвоевременных разблокировок веб-ресурсов, а, значит, она может быть позитивно оценена их владельцами.