Привет, Регфорум! В процессе производственной деятельности заказчику возможно придется столкнуться с закупкой услуг по вывозу мусора. Несмотря на кажущуюся простой на первый взгляд предмет данной закупки, это является обманчивым впечатлением, при осуществлении данной закупки существует большое количество "подводных камней". В настоящей публикации сделана попытка рассмотреть особенности закупки услуг по вывозу мусора.
Нередко термин «мусор» заменялся термином «твердые бытовые отходы» (далее – «ТБО»). В действующем законодательстве данный термин и его определения не фигурируют. Однако в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – «Федеральный закон № 89-ФЗ», вложение № 1) содержится определение термина «твердые коммунальные отходы» (далее – «ТКО»). В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона, под ТКО понимаются отходы,
образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Поэтому полагаю более целесообразным упоминание в предмете закупки термин «ТКО».
Также в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ содержится определение понятия «региональный оператор по обращению с ТКО»:
это оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
На основании ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с региональными операторами по обращению с ТКО. Учитывая тот факт, что список юридических лиц, для которых заключение договора с региональными операторами по обращению с ТКО обязательно, является исчерпывающим, действие настоящей статьи на иные хозяйствующие субъекты не распространяется.
Согласно ст. 4.1. Федерального закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
Критерии отнесения отходов к классам опасности установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (Вложение № 2).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок отнесения отходов к конкретному классу опасности (далее – «Порядок») утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» (Вложение № 3).
В силу п. 3 Порядка, Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее – «ФККО») и банке данных об отходах (далее – «БДО»), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – «Росприроднадзор») согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011, регистрационный № 22313);
при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как следует из п. 6 Порядка, для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:
а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее — Заявление), в котором указываются:
б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;
в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:
г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, — при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;
д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;
е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;
ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.
Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.
Как установлено п.7 Порядка, заявление с документами и материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (далее — материалы хозяйствующего субъекта), представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 89 установлено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности.
Правила проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности (далее – «Правила») утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности».
П. 3 Правил регламентировано, что паспорт отходов I — IV классов опасности (далее – «Паспорт») составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
П. 4 предусмотрено, что паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, по установленной типовой форме.
Как следует из п. 7 Правил, на отходы I — IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08. 2013 г. № 712 (Вложение № 4).
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Таким образом, паспортизации подлежат отходы I – IV классов опасности, для отходов V класса опасности процедура паспортизации не предусмотрена.