партнер DS Law
Посты
3
Лайки
12

Когда применять третейскую оговорку

  • 17 августа 2017 в 9:35
  • 10.4К
  • 2
  • 0

    В конце июля 2017 года Верховный суд рассмотрел интересный спор между ОАО «ФСК ЕЭС» и Акционерным обществом «Особые экономические зоны (АО «ОЭЗ») о возможности передачи третейскому суду спора по заключенному между ними контакту.

    Контракт был заключен в 2008 году, он не был государственным (не заключался по процедуре, предусмотренной в то время законом №94-ФЗ), формальных ограничений для рассмотрения спора по такому контракту третейским судом не было. ОАО «ФСК ЕЭС» и АО «ОЭЗ» выбрали Третейский суд при некоммерческой организации – Фонд «Право и экономика ТЭК». В тот момент ВАС РФ еще не дал свою оценку третейским оговоркам в контактах, которые имеют публичную основу и публичный интерес, разъяснив, почему их нельзя применять к государственным контрактам, несмотря на отсутствие запрета в законе 94-ФЗ (Постановление ВАС РФ от 28.01.2014г. №11535).

    Формально законодательных ограничений по третейскому разбирательству для контрактов, подобных заключенному ОАО «ФСК ЕЭС» и АО «ОЭЗ» нет и сейчас (в контракты, заключенные компаниями с госучастием по процедуре 223-ФЗ, вносят третейские оговорки). Однако рассматриваемое определение ВС РФ от 28.07.2017г. по делу №305-ЭС15-20073, используя доводы ВАС РФ 2014 года, вводит ограничения для рассмотрения в негосударственных судах споров, вытекающих из подобных контрактов.

    ВС РФ выделил следующие критерии, которые влияют на арбитрабельность споров по подобным «негосударственным» контрактам:

    1. Сторона по договору фактически выполняет публичные функции, свойственные органу государственной власти, заключая договор она стремилась удовлетворить государственные и муниципальные потребности;
    2. Государство вносило в уставный капитал компании бюджетные средства;
    3. Бюджетные средства расходовались в целях удовлетворения публичного интереса.

    Далее ВС РФ применил аргументы ВАС РФ, которые относились к государственным контрактам, и указал, что в случаях, когда бюджетные средства расходуются для удовлетворения публичных нужд общество заинтересовано в особом публичном (общественном) контроле за этими отношениями. Третейское разбирательство не предполагает принцип публичности в своей деятельности, а также предусматривает большие издержки (то есть расходование бюджетных средств в больших объемах, а не экономию). Далее ВС РФ приравнял подобные отношения к отношениям «с концентрацией общественно-значимых публичных элементов», что не позволяет передавать споры из них третейским судам.

    Таким образом, позиция, изложенная в определении ВС РФ от 28.07.2017г., при наличии в отношениях, урегулированных контрактами, признаков публичности, позволяет оспаривать оговорки о передаче споров, вытекающих из них, в негосударственный суд и настаивать на рассмотрении дел исключительно государственным правосудием.  

    Добавить
    партнер DS Law
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    ooz20 сентября 2024 в 19:02
    Новые правила аккредитации иностранных представительств и филиалов в 2015 году: продолжение