В следующем году исполняется 5 лет с момента введения обязательности вступления в саморегулируемые организации для строительных компаний и предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, требующие получения свидетельства СРО. Конечно, на данный момент уже нет былого ажиотажа вокруг вступления в саморегулируемые организации: все, кому изначально требовалось перейти с системы лицензирования на систему саморегулирования, уже давно это сделали, а те, кто по тем или иным причинам не захотел или не смог этого сделать, вынуждены были сменить свое поле деятельности. Вместе с тем, для представителей бизнеса, планирующих получение свидетельства СРО, вопросов о выборе саморегулируемой организации, порядке вступления и прочих аспектах меньше не стало.
Впрочем, не хотелось бы затрагивать все масштабные проблемы системы саморегулирования, периодически возникающие скандалы и неутихающие споры относительно того, необходимо ли вообще существование системы в ее нынешней форме, хотя бы потому, что обычным компаниям и предпринимателям, работающим в строительном секторе, по большому счету не так важно, что происходит «на верху». Для большинства важно иное, что в целом можно сформулировать несколькими вопросами:
Не является великой тайной тот факт, что для получения допуска СРО с необходимым перечнем работ вовсе нет необходимости вступать в саморегулируемую организацию, проходя весь процесс «от и до».
Существует три варианта получить допуск:
Приобрести компанию, имеющую необходимый допуск, или, как это определяется в рекламе, «купить готовую фирму с допуском СРО». Не требуется глубокого анализа, чтобы понять следующее:
Создать свою саморегулируемую организацию. Теоретически это вполне осуществимо, на практики - практически не используется. Тратить время, средства и силы на создание «родного» СРО всего лишь ради возможности легально заниматься определенными видами деятельности, по меньшей мере, неразумно.
Вступить в саморегулируемую организацию, пройдя соответствующую процедуру. Это самый распространенный вариант, о котором и будет идти речь далее.
На заре появления системы саморегулирования в России вопросы правильного выбора СРО особо не стояли. Допуск для многих надо было получать «еще вчера», поэтому большинство старалось решить вопрос оперативно и с наименьшими издержками. Пожалуй, впервые актуальность грамотного выбора СРО стала выходить на первый план, когда ряды саморегулируемых организаций, внесенных в реестр, стали редеть буквально на глазах, а вслед за этим массово прекращалась действительность допусков без возврата всех вложений. Причины исключения СРО из государственного реестра были самыми разнообразными, начиная с небольших нарушений нормативно-правовых требований и нежелания их устранять, заканчивая исключением откровенно мошеннических организаций, изначально создававшихся ради получения финансовой выгоды за счет формируемого компенсационного фонда. Как бы то ни было, потенциальные участники СРО со временем стали все больше задумываться не столько о вступлении и получении допуска, сколько об обдуманности совершаемых действий.
Существует масса критериев правильного выбора саморегулируемой организации, причем не стоит исходить лишь из оценки добросовестности и надежности СРО. Наравне с анализом этих обстоятельств, необходимость учесть нижеизложенные факторы.
Несмотря на то, что для вступления в ту или иную организацию законом не установлено территориальных ограничений, и полученный допуск будет иметь действительность на всей территории России, при выборе СРО территориальность все-таки следует учесть. В настоящее время все саморегулируемые организации условно делятся на три категории: общероссийские, которые объединяют представителей бизнеса разных регионов и располагаются преимущественно в Москве, межрегиональные, ориентированные, прежде всего, на определенные федеральные округа и регионы, и, наконец, региональные, функционирующие в определенном субъекте федерации и объединяющие в основном представителей бизнеса своего региона, иногда соседних. Преимущества и недостатки есть у всех названных категорий СРО. Как правило, факторами выбора СРО по территориальному принципу становятся:
Как известно, каждая саморегулируемая организация правомочна устанавливать свои требования и стандарты для претендентов на вступление и действующих участников. Они не могут быть более лояльными, чем то установлено в законе, а вот их повышенная требовательность формально ничем не ограничена. Нередко именно такое право многие СРО используют в целях законного способа ограничить число участников. Ознакомиться со всеми правилами, требованиями и прочими особенностями функционирования организации можно на сайте определенной СРО. Если такая возможность не предоставлена, можно смело игнорировать партнерство, поскольку раскрытие информации данного характера – обязанность СРО, неисполнение которой – повод задуматься о надежность или вообще законности функционирования партнерства. Какую организацию, исходя из установленных требований и стандартов, предпочесть, - решение индивидуальное. Многие заинтересованы в лояльности (минимальности) требований, поскольку объективно оценивают свою неспособность соответствовать повышенным требованиям, а некоторые полагают, что такой подход порождает чрезмерное количество неблагонадежных участников, готовых соответствовать лишь минимальным стандартам. В любом случае все-таки следует искать оптимальный вариант и задумываться не только о решении сиюминутных задач получения допуска, но и о будущем своего бизнеса, в том числе в качестве участника выбранного партнерства.
Этот фактор, пожалуй, для большинства компаний является решающим обстоятельством выбора СРО. В данном случае, как и в ситуации с требованиями определенных организаций, вариации могут быть различными, естественно, при условии, что размеры взносов не составляют суммы меньшие, чем установлено в законодательстве. Обычно повышенные размеры взносов находят отражение в сумме вступительного взноса и членских взносов. Готовность возложить на себя то или иное финансовое бремя, связанное с членством в партнерстве, следует оценивать на основе решаемых вами задач в совокупности с тем, что может дать вам участие в конкретной организации. Если финансовая политика организации прозрачна, и очевидно, на что планируются и на что расходуются средства, вполне возможно, что все вложения будут оправданы, например, за счет мощной правовой и материальной поддержки в сложных обстоятельствах. С другой стороны, не факт, что кто-то в административной структуре партнерства либо его влиятельные участники не намерены таким образом получить свою выгоду. Самое главное при выборе СРО – нельзя оценивать финансовый фактор сам по себе, делая его первостепенным и игнорируя другие положительные и отрицательные моменты участия в партнерстве.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание, что любое предложение о вступлении в СРО в рассрочку незаконно по своей сути. Сейчас таких предложений практически уже нет, правда, такое стало возможных лишь после многочисленных случаев исключения СРО из реестра по этой причине и лишения (прекращения действия) допусков отдельных представителей бизнеса. В 2009-2012 годах предложения о рассрочках носили массовый характер, особенно в регионах, и с различными вариациями в целом предусматривали возможность внесения взноса в компенсационный взнос постепенно, а не единовременно и в полном объеме, как то требуется согласно закону. Ярким примером являются скандальные дела, связанные со СтройРегион и входящими в его состав СРО, которые практиковали не только рассрочку, но и сезонные допуска, а также выдачу допусков задним числом. Единственным законным вариантом вступления в СРО без необходимости изъятия собственных средств из оборота является привлечение кредитных (заемных) средств. Средства могут быть привлечены по договорам займа или банковского кредитования, но в любом случае должны быть сторонними, никоим образом не связанными с финансовой деятельностью СРО.
Предложения об оказании правовой и иной помощи при вступлении в СРО стали появляться на рынке буквально сразу же с момента зарождения системы саморегулирования. Ничего плохого в этом нет. Многие фирмы готовы помочь и с анализом предложений от партнерств, и с подбором наиболее лучшей для вас саморегулируемой организации, впоследствии оформив и представив все документы, проконтролировав процесс и выдав вам готовое свидетельство. Некоторые дополнительно оказывают услуги по подбору и предоставлению необходимого числа специалистов с соответствующим уровнем образования и квалификации. Однако за все услуги придется платить либо заниматься вопросом самостоятельно. Кроме того, следует учесть, что большинство компаний, предоставляющих услуги по вступлению СРО, руководствуются своей собственной базой организаций и со многими имеют партнерские отношения, а, следовательно, скорее всего, выбор не будет безграничным.
Самостоятельное прохождение процедуры вступления будет означать, что придется самим проводить анализ предложений СРО, оценивать варианты и заниматься оформлением документов. Кроме того, следует учесть, что каждая СРО, руководствуясь собственными требованиями (регламентом), разрабатывает свои формы необходимых к представлению документов, поэтому объективно невозможно дать единообразных рекомендаций по их оформлению. Аналогичное касается и нюансов прохождения процедуры вступления в СРО. Все документы (формы), порядок прохождения и прочие моменты вступления обязательно должны быть опубликованы на сайте СРО. Многие из партнерств прибегают к возможности оформления заявления в режиме онлайн и представления документов в электронном виде.