Добрый день, коллеги! 23 ноября 2017г. Президентом Республики Беларусь был принят Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Среди ключевых его новелл – изменение регулирования привлечения к субсидиарной ответственности.
По законодательству к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц можно было привлекать за доведение до банкротства (которое могло выражаться как в активных действиях, так и в повлекшем банкротство бездействии) и несвоевременную подачу заявления о банкротстве.
В последние годы практика привлечения к субсидиарной ответственности складывалась для должников крайне негативно. Порядка 90% дел о банкротстве завершалось подачей иска о субсидиарной ответственности. И из поданных исков примерно 95% удовлетворялись.
При этом в 2016г. на уровне Указа Президента было решено банкротить нерентабельные государственные сельскохозяйственные предприятия. И практически сразу после этого пошли слухи о том, что подходы к применению субсидиарки будут смягчаться. То ли слухи были правдивы, то ли до принимающих ответственные решения лиц дошла позиция о неэффективности повального привлечения к субсидиарной ответственности, – сказать сложно.
Как бы то ни было, 23 ноября 2017г. был принят Декрет, существенно смягчающий подходы к субсидиарке.
Дословно подпункт 5.6 Декрета звучит следующим образом:
«5.6. собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц».
Эта норма Декрета (как и большинство его новаций) вступает в законную силу через 3 месяца после его опубликования (24 февраля 2018г.).
В узких кругах на этот счёт идёт дискуссия. Однако по мнению абсолютного большинства юристов норма будет толковаться следующим образом.
К субсидиарке будут привлекать лишь за активные волевые действия, как то:
В целом такие нормы сделают крайне затруднительным привлечение к субсидиарной ответственности участников организации. И фактически привлекать к ней будут лишь за (–около) криминальные деяния.
Отдельно акцентируемся на том, что субсидиарная ответственность за несвоевременную подачу заявления о банкротстве, либо за бездействие, которое привело к банкротству (в частности, пресловутый «ненадлежащий контроль за деятельностью предприятия») исключена.
На практике немалое количество предпринимателей от инициирования банкротства останавливал риск привлечения к субсидиарной ответственности. С принятием Декрета стоит ожидать увеличение количества дел о банкротстве. Тем, кто не совершал каких-либо противоправных (либо как минимум сомнительных) действий, - бояться нечего.
Если, конечно, не примут какой-нибудь новый Декрет.