Юрисконсульт
Посты
91
Лайки
170

Правовой статус субъектов общественного контроля госзакупок

  • 12 февраля 2018 в 9:25
  • 2.7К
  • 0
  • 0

    Привет всем!

    Как известно, за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков осуществляется контроль со стороны различных государственных органов (Прокуратурой, Антимонопольной службой и т.д.) Однако помимо этого, существует и общественный контроль за осуществлением закупок для государственных или муниципальных нужд.

    Правовой статус субъектов общественного контроля закреплен нормами Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ (далее – «Федеральный закон Об общественном контроле», вложение). На основании ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона к субъектам общественного контроля относятся:

    • Общественная палата Российской Федерации;
    • общественные палаты субъектов Российской Федерации;
    • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
    • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Согласно ч. 2 данной статьи, для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

    • общественные наблюдательные комиссии;
    • общественные инспекции;
    • группы общественного контроля;
    • иные организационные структуры общественного контроля.

    Ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об общественном контроле» регламентированы следующие права субъектов общественного контроля:

    • осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
    • запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
    • посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
    • подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;
    • в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
    • обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;
    • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

    К числу иных законодательных актов, безусловно, относится и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, положения которого регламентируют в том числе права органов общественного контроля в сфере государственных закупок.   

    В соответствии с ч. 1 ст. 102 вышеназванного Федерального закона, граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Ч. 3 ст. 102 Федерального закона о контрактной системе установлены следующие права общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль:

    • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
    • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
    • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
    • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
    • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Как следует из вышеуказанного списка прав органов общественного контроля, данный список является исчерпывающим, то есть субъекты общественного контроля не располагают полномочиями, выходящими за пределы вышеуказанной статьи.

    Добавить
    Юрисконсульт
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:43
    Участник ООО не смог оспорить в суде «размытие» своей доли
    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:41
    Два опциона на один и тот же предмет. Кому в итоге он достанется?
    Андреев Николай27 ноября 2024 в 11:06
    Непубличное АО, наименование на английском, смена адреса. Вопросы из чата