Любой человек, в определенный момент жизни решивший открыть «свое дело» и активно заняться бизнесом, сталкивается с вопросом о том, в какой именно форме организовать бизнес. Если бизнес предполагается достаточно крупным, с большими финансовыми оборотами, привлечением обширного штата работников, как правило, делается выбор в пользу коммерческой организации, а не индивидуального предпринимательства без образования юридического лица.
Действующее гражданское законодательство закрепляет две основных формы коммерческих организаций: общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту – «ООО») и акционерное общество, которое, в свою очередь, подразделяется на две разновидности: закрытое акционерное общество (далее по тексту – «ЗАО») и открытое акционерное общество (далее по тексту – «ОАО»).
Основное отличие двух этих разновидностей состоит в том, что акции ЗАО распределяются между ограниченным числом акционеров и не размещаются на открытом рынке, акции же ОАО подлежат обязательному публичному размещению и могут быть приобретены любым лицом, изъявившим такое желание.
В настоящей статье будут рассмотрены две наиболее распространенные организационно-правовые формы (далее по тексту – «ОПФ») ведения бизнеса, существующие в Российской Федерации: ООО и ЗАО, будут охарактеризованы их основные положительные и отрицательные стороны, выявлены сходства и различия, а также сделаны выводы относительно того, какая из них является наиболее оптимальной.
1. Основные критерии определения оптимальной формы организации бизнеса
Прежде чем сделать выбор организационно-правовой формы ведения бизнеса, необходимо определить, какие аспекты будущей предпринимательской деятельности являются основными.
Существующие в области предпринимательской деятельности реалии позволяют сформулировать основные критерии, которыми целесообразно руководствоваться при выборе ОПФ ведения бизнеса.
Такими критериями являются следующие:
- Порядок создания;
- Степень защищенности информации об участниках;
- Порядок формирования уставного капитала;
- Порядок распределения прибыли;
- Порядок выхода из состава участников;
- Порядок увеличения уставного капитала;
- Степень государственного контроля
1.1. Порядок создания
ООО: Порядок создания ООО, в соответствии со ст.ст. 11-12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (далее по тексту – «ФЗ «Об ООО») и ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (далее по тексту – «ФЗ «О госрегистрации») заключается в следующем:
a) Разработка учредительных документов организации (решение о создании, устав, список участников);
b) Оплата уставного капитала (полностью или в части);
c) Заполнение заявления о государственной регистрации юридического лица при создании;
d) Нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации;
e) Оплата государственной пошлины за государственную регистрацию организации при создании;
f) Подача документов в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы (далее по тексту – «ФНС»), осуществляющее государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
g) Получение документов, подтверждающих государственную регистрацию организации (Свидетельство о государственной регистрации, выписка из ЕГРЮЛ).
После получения документов, подтверждающих государственную регистрацию, организация становится полноправным субъектом хозяйственного оборота и может совершать юридически значимые действия в отношении третьих лиц (заключать сделки и т.п.).
ЗАО: Процедура создания ЗАО, в соответствии со ст.ст. 9-11 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (далее по тексту – «ФЗ «»Об АО») и ст.ст. 19-20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. № 39-ФЗ (далее по тексту – «ФЗ «О рынке ценных бумаг»), включает в себя следующее:
a) Действия, указанные в п.п. “a” – “g” в отношении ООО;
b) Оформление первичного выпуска акций организации (подготовка соответствующих корпоративных решений о выпуске, размещении и т.п.);
c) Заполнение соответствующих форм заявления о регистрации выпуска акций в органах Федеральной службы по финансовым рынкам (далее по тексту – «ФСФР») по адресу местонахождения организации;
d) Оплата государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска акций;
e) Подача заявления с прилагаемыми документами в соответствующее территориальное подразделение ФСФР,
f) получение документов, подтверждающих государственную регистрацию выпуска и размещения акций.
Таким образом, регистрация выпуска акций является завершающим этапом формирования уставного капитала ЗАО.
Несмотря на то, что формально юридические лица приобретают правосубъектность после государственной регистрации при создании, технически функционировать до завершения регистрации выпуска акций организация не может, так как права участников (акционеров) на принадлежащую им часть уставного капитала юридически не оформлена, что фактически затрудняет управление организацией.
Вывод: порядок создания ООО гораздо более простой, требует меньше временных и материальных затрат по сравнению с процедурой создания ЗАО. В этой связи, для желающих как можно скорее создать организацию и приступить к осуществлению деятельности следует избрать ведение бизнеса в форме ООО.
1.2. Степень защищенности информации об участниках
ООО: в соответствии сведения об участниках организации отражаются в двух источниках информации:
- внутренние документы организации (решения общего собрания участников или единоличные решения единственного участника о создании организации, о приеме участников в организацию и т.п.);
- Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – «ЕГРЮЛ») (в него, в соответствии со ст.5 ФЗ «О госрегистрации», при регистрации изменений в сведения об организации в обязательном порядке вносятся данные обо всех участниках организации, как о нынешних, так и о бывших).
Действующим законодательством в отношении ООО установлена исчерпывающая процедура изменения состава участников: принятие решения высшим органом управления организации о принятии в состав участников нового и последующая государственная регистрация изменений в сведения о составе участников, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
При этом, как в решениях высших органах управления ООО, так и в сведениях ЕГРЮЛ отражаются персональные данные участников: ФИО, дата и место рождения, серия, номер и иные реквизиты паспорта, адрес регистрации по месту жительства.
ЗАО: при первичной государственной регистрации ЗАО при создании сведения об участниках (акционерах) также отражаются во внутренних документах организации и в ЕГРЮЛ. Однако, в силу требований ст.44 ФЗ «Об АО», данные о владельцах акций содержатся в реестре акционеров ЗАО, который организация вправе вести как самостоятельно, так и поручить его ведение профессиональной организации – реестродержателю на возмездной основе.
Все последующие изменения в составе акционеров ЗАО осуществляется на основании сделок купли-продажи акций, в результате которых покупатель акций, если он уже не является акционером, становится новым акционером ЗАО. При этом сведения купле-продаже акций и об изменении состава акционеров отражаются только в реестре акционеров, обязательной регистрации в органах ФНС, а также внесению в ЕГРЮЛ не подлежат.
Таким образом, сведения об акционерах ЗАО является внутренним достоянием организации и подлежит раскрытию только по требованию соответствующих государственных органов в установленных законом случаях либо по собственной воле организации.
Вывод: в случае, если предприниматель желает обеспечить максимальный режим защищенности сведений об участниках (акционерах) организации, то наиболее оптимальной формой организации бизнеса является ЗАО.
1.3. Порядок формирования уставного капитала
ООО: В соответствии со ст.ст.14-15 ФЗ «Об ООО», уставный капитал общества состоит из вкладов его участников, которые могут быть сделаны как в денежной, так и в имущественной форме.
При этом, если номинальная стоимость доли, вносимой в уставный капитал имуществом, превышает 20 000 рублей, необходимо привлечение независимого оценщика для определения стоимости этого имущества.
Доля в уставном капитале ООО каждого участника общества определяется пропорционально его вкладу в уставный капитал в выражается либо в процентах, либо в твердых долях.
Действующее законодательство (ст.16 ФЗ «Об ООО») позволяет не оплачивать уставный капитал общества в полном объеме до его государственной регистрации. Однако, на дату государственной регистрации уставный капитал должен быть оплачен минимум на 50 %, оставшаяся часть оплачивается не позднее, чем в течение 1 года с момента государственной регистрации. При этом уставом общества может быть установлен иной срок оплаты оставшейся частью уставного капитала. Данный срок может устанавливаться в пределах определенного законом годичного срока, но не должен превышать его.
ЗАО: Уставный капитал ЗАО разделяется на акции, каждая из которых имеет одинаковую номинальную стоимость (ст. 25 ФЗ «Об АО»).
Следовательно, участники (акционеры) общества владеют тем количеством акций, сумма номинальной стоимости которого образует размер вклада каждого конкретного участника в уставный капитал организации.
В силу ст.34 ФЗ «Об АО», вклад в уставный капитал общества также может быть внесен как имуществом, так и денежными средствами. В случае оплаты уставного капитала имуществом для определения его рыночной стоимости в обязательном порядке должен привлекаться независимый оценщик.
В данном случае обязанность привлечь независимого оценщика не зависит от предполагаемой стоимости имущества, вносимого акционером в счет его вклада.
Уставный капитал ЗАО может быть оплачен двумя способами: 50 % - в течение трех месяцев с даты государственной регистрации общества, оставшиеся 50 % - в течение года с даты государственной регистрации.
Вывод: требования к срокам фактической оплаты уставного капитала, установленные действующим законодательством для ЗАО, являются более гибкими, особенно в случаях, когда участники общества планируют формирование уставного капитала в значительных размерах, но не имеют возможности оплатить его единовременно.
Однако в отношении ЗАО существуют серьезные ограничения в части внесения в уставный капитал имущества – оно в любом случае, вне зависимости от стоимости, должно быть оценено независимым оценщиком.
В этой связи, если участники планируют формировать уставный капитал небольшого размера и не имеют в наличии денежных средств, для его оплаты хотя бы в размере 50 % от общей величины до государственной регистрации общества, наиболее целесообразным вариантом для них будет избрать форму ООО для организации бизнеса. В этом случае, они смогут без дополнительных затрат и процедурных проволочек внести в уставный капитал любое имущество (при планируемом размере уставного капитала до 20- 000 руб.) и самостоятельно оценить его стоимость просто отразив ее в решении о создании общества.
1.4. Порядок управления
Действующее законодательство предусматривает для обеих ОПФ одинаковый порядок формирования органов управления обществом, а также одинаковые виды органов управления.
Так, и в ООО (ст. 32 ФЗ «Об ООО») и ЗАО (ст.47, ст.ст. 64 и 69 ФЗ «Об АО»), управление организацией осуществляется на двух уровнях:
Высший орган управления может быть как коллегиальным, так и единоличным.
Высшим органом управления является общее собрание участников (акционеров) общества или единственный участник.
Коллегиальные высшие органы управления осуществляют управление обществом посредством проведения общих собраний участников и принятия на них решений путем голосования.
Единоличный орган управления обществом (единственный участник) принимает решения единолично.
Решения высшим органом управления общества принимаются по ключевым стратегическим вопросам деятельности общества, в частности: распределение прибыли, назначение исполнительного органа общества, утверждение годовой финансовой отчетности, принятие в состав общества новых участников, изменение учредительных документов общества и т.п.
Текущий уровень управления – это повседневное руководство, решение текущих хозяйственных вопросов.
На данном уровне управление осуществляет исполнительный орган общества, который также может быть как единоличным, так и коллегиальным.
Исполнительный орган общества формируется на основании решения высшего органа управления.
Уставом организации может быть предусмотрена двухуровневая структура исполнительных органов: совет директоров (наблюдательный совет) и непосредственно исполнительный орган общества (коллегиальный или единоличный).
Совет директоров формируется из числа лиц, как имеющих отношение к обществу (являющихся его участниками или работниками), так и из числа лиц, ранее бывших никак не связанными с обществом.
Единоличный исполнительный орган, как правило, именуется «генеральный директор», хотя уставом общества может быть предусмотрено и иное наименование.
Коллегиальный исполнительный орган - это, как правило, правление, хотя, также может иметь и иное название и структуру.
Однако между ООО и ЗАО существуют различия, связанные с объемом компетенции высших органов управления.
ООО: Установленная ст. 33 ФЗ «Об ООО» компетенция общего собрания участников общества может быть расширена в уставе. Участники ООО могут предусмотреть в уставе изменение порядка принятия решений на общем собрании – голосование может проводиться непропорционально долям участников.
ЗАО: Компетенция общего собрания акционеров не может быть изменена. Каждый акционер обладает только тем количество голосов, которое соответствует принадлежащему ему количеству акций.
Вывод: Таким образом, в ООО предусмотрено изменение компетенции высшего органа управления. Правовое регулирование относительно порядка принятия решения высшим органом управления в ООО более гибкое. Следовательно, при необходимости предусмотреть в уставе общества какие-либо отдельные механизмы защиты прав участников, целесообразно избрать в качестве формы организации бизнеса ООО.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
1.5. Порядок распределения прибыли
ООО: В соответствии со ст.28 ФЗ «Об ООО», в ООО прибыль между участниками распределяется пропорционально их долям в уставном капитале. Однако в уставе организации может быть предусмотрен другой порядок распределения прибыли, без привязки к размерам долей участников. Внесение изменений в устав организации, касающихся порядка распределения прибыли, возможно только на основании единоличного решения общего собрания участников.
Наличие такой возможности позволяет, например, установить, что прибыль в большем размере распределяется в пользу участника, который имеет меньшую долю в уставном капитале, но внес больший вклад в развитие общества.
ЗАО: В силу ст.42 ФЗ «Об АО», решение о выплате дивидендов принимает общее собрание акционеров общества. Размер выплат зависит исключительно от вида акций (обыкновенные или привилегированные), которыми владеет конкретный акционер, и не может быть изменен.
Вывод: Порядок и размер распределения прибыли в ЗАО регламентирован более жестко и определен безальтернативно. В ООО же имеется возможность предусмотреть порядок распределения прибыли в зависимости не от размера доли участника, а в соответствии с иными критериями. В таком случае, участники-миноритарии могут претендовать на получение прибыли в объеме, превышающем часть прибыли, полученной участниками, владельцами долей большего размера.
1.6. Порядок выхода из состава участников
ООО: действующее законодательство содержит в себе положение, согласно которому любой участник в любой момент вправе выйти из состава ООО и получить действительную стоимость своей доли. Однако, если в уставе общества не указано такое право, то такой возможности нет.
Выход из состава участников ООО осуществляется посредством подачи соответствующего заявления в адрес исполнительного органа общества.
При таких обстоятельствах участник считается вышедшим из общества с момента подачи соответствующего заявления.
Действительная стоимость доли в таком случае выплачивается вышедшему участнику в денежной форме либо выдается имуществом, по стоимости соответствующим денежной оценке размера доли участника, в течение 3 месяцев (п.6.1. ст.23 ФЗ «Об ООО»).
ЗАО: Действующее законодательство не позволяет в любой момент прекратить участие акционера в обществе без процедуры продажи акций.
Таким образом, выход из состава акционеров ЗАО возможен только в результате продажи принадлежащих акционеру акций третьему лицу.
Вывод: Действующее законодательство предоставляет участникам ООО большую свободу действий относительно выхода из состава участников общества, не содержит каких-либо временных ограничений, даже предоставляет гарантии получения вышедшим участником действительной стоимости его доли в уставном капитале.
1.7. Порядок увеличения уставного капитала
ООО: Существующие правовые нормы закрепляют возможность увеличения уставного капитала общества в процессе его функционирования, по отношению к первоначальному размеру уставного капитала.
Процедура, предусмотренная для увеличения уставного капитала ООО, включает в себя следующее (ст.ст. 17-19 ФЗ «Об ООО»):
- Принятие решения высшим органом управления об увеличении уставного капитала;
- Внесение вклада в счет увеличения уставного капитала;
- Государственная регистрация соответствующих изменений в соответствующем подразделении ФНС;
Таким образом, процедура увеличения уставного капитала ООО не является особенно длительной и трудоемкой.
ЗАО: В силу ст.28 ФЗ «Об АО», первые три элемента процедуры увеличения уставного капитала в ООО и ЗАО совпадают. Увеличение уставного капитала предполагает изменение либо номинальной стоимости одной акции, либо общего количества акций.
В связи с этим, для завершения процедуры увеличения уставного капитала с учетом специфики ЗАО, необходимо провести процедуру дополнительной эмиссии акций и осуществить ее государственную регистрацию в установленном порядке.
Учитывая установленные сроки государственной регистрации дополнительной эмиссии акций, а также практические аспекты реализации этой процедуры, в общей сложности процесс увеличения уставного капитала может занять длительное время (до 6 месяцев).
Вывод: Процедура увеличения уставного капитала в ООО достаточно проста и не занимает много времени, что ставит ООО в более выгодное положение по сравнению с ЗАО.
1.8. Степень государственного контроля
ООО: Государственный контроль деятельности ООО осуществляется только в общих рамках, определенных действующим законодательством, а именно:
- Контроль в области налоговых правоотношений, осуществляемый налоговыми органами (проверка бухгалтерской отчетности);
- Контроль в области финансовых операций по расчетному счету, осуществляемый органами Росфинмониторинга (основания и источники получения денежных средств, порядок их расходования);
- Контроль в отдельных областях общественных отношений в которых осуществляется основная деятельность общества (средства массовой информации, торговля, банковская деятельность, иные лицензируемые виды деятельности и т.п.)
ЗАО: Помимо указанных в отношении ООО областей контроля,деятельность ЗАО достаточно жестко контролируется ФСФР относительно двух аспектов деятельности:
- Ведение реестра акционеров (в случае самостоятельного ведения реестра обществом) – предоставление ежегодного отчета о ведении реестра акционеров;
- Государственная регистрация дополнительной эмиссии акций, а также любых операций с акциями, предусматривающих изменение их количества, номинальной стоимости или категории акций;
- В отдельных случаях – контроль соблюдения требований о регулярном раскрытии информации, связанной со сдачей ежеквартальных отчетов, формирование списков аффилированных лиц, публикацией существенных фактов.
Вывод: Таким образом, степень государственного контроля деятельности ЗАО гораздо выше.
В настоящей статье были рассмотрены основные критерии, влияющие на принятие решения о том, в какой организационно-правовой форме вести бизнес в России. Безусловно, многие из юридических аспектов сходств и различий между ООО и ЗАО, не были описаны в настоящей статье, в связи с тем, результат их анализа не оказывает принципиального влияния на оценку целесообразности той или иной ОПФ.
Рассмотренное выше позволяет сформулировать две основные рекомендации:
- Тем, кто предполагает вести серьезный прибыльный бизнес и желает максимально защитить собственный капитал, права участия в обществе, а также сведения о себе и своих партнерах, не считаясь при этом с бюрократическими проволочками, временными и материальными затратами, следует избрать форму закрытого акционерного общества;
- Для тех, кто рассчитывает на относительно быстрое и легкое создание и ведение бизнеса, а также не предполагает экстраординарных финансовых оборотов, больше подойдет форма общества с ограниченной ответственностью.