Несмотря на то, что понятие саморегулируемых организаций (СРО) появилось уже достаточно давно, для большинства эта аббревиатура осталась простым набором звуков, не более. Предлагаю разобрать это понятие в целом и, далее в частности, на примере СРО в строительстве.
1. Саморегулируемые организации
Далее представлена подборка основных, на мой взгляд, моментов из Федерального закона № 315-Фз от 1 декабря 2007 года "О саморегулируемых организациях".
На данный момент саморегулирование присутствует в деятельности:
В каких-то сферах деятельности участие в СРО является добровольным (например – реклама, участники РЦБ), в каких-то - обязательным, в том числе и в строительстве.
2. СРО в строительстве
C 1 января 2010 года строителям для осуществления своей деятельности вместо лицензий стал нужен допуск на осуществление деятельности, получаемый в СРО. В этой сфере существуют саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство. Т.е. строительным организациям, выполняющий весь спектр работ приходится вступать сразу в три СРО.
Одним из понятий, вводимых Градостроительным кодексом является "объект капитального строительства" - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Необходимо получать допуск только тем организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим работы,которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Перечень видов таких работ утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.
Статья 48 Градостроительного кодекса для проектных работ дает небольшое послабление: осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Среди работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту есть работы с астериском (т.е. со "*") данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.
Предлагаю простой алгоритм, который поможет определить, необходим ли допуск на строительство:
1. Если работы осуществляются на особо опасных, технически сложных и уникальном объекте, – допуск необходим.
2. Если работы на таких объектах не планируются, выбираем в перечне видов работ необходимые.
3. Если все они с астериском – допуск не нужен, если есть хоть один без астериска – нужен.
Основные расходы на получения допуска состоят из следующих пунктов:
1. Компенсационный фонд (размер определяет ГрК).
2. Ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный) членский взнос (размер утверждается общим собранием членов СРО).
3. Вступительный взнос (наличие и размер утверждается общим собранием членов СРО).
4. Ежегодная страховая выплата (размер определяется страховой компанией).
Размер компенсационного фонда для СРО в области инженерных изысканий составляет 150 000 рублей, для остальных двух все сложнее.
Пункты 6 и 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса определяют зависимость величины компенсационного фонда от стоимости работ по одному договору. К примеру: минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, составляет 500 000 рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 150 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает 5 000 000 рублей.
Т.е. организация или ИП, внесшие в комп. фонд СРО 150 000 рублей (или 500 000 рублей, если деятельность не застрахована) может выполнять подготовку проектной документации стоимостью не более 5 000 000 рублей по одному договору.
Далее указана эта зависимость следующим образом: размер комп. фонда без страховки - размер комп. фонда со страховкой – максимальная стоимость работ по одному договору.
Проектные СРО:
500 000 – 150 000 – до 5 000 000,
750 000 – 250 000 – до 25 000 000,
1 500 000 – 500 000 – до 50 000 000,
3 000 000 – 1 000 000 – до 300 000 000,
4 000 000 – 1 500 000 – 300 000 000 и более.
Строительные СРО:
1 000 000 – 300 000 – до 10 000 000,
1 500 000 – 500 000 – до 60 000 000,
3 000 000 – 1 000 000 – до 500 000 000,
6 000 000 – 2 000 000 – до 3 000 000 000,
9 000 000 – 3 000 000 – до 10 000 000 000,
30 000 000 – 10 000 000 – 10 000 000 000 и более.
Требования к выдаче свидетельства о допуске в части документов, количества и квалификации персонала, имущества и техники организации или индивидуального предпринимателя утверждаются на общем собрании членов СРО отдельно для каждого вида работ и в соответствии с законодательством. Причем они существенно рознятся от того на простых ли объектах эти работы ведутся или на особо опасных, технически сложных или уникальных (см. Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 N 48 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов"). Также существует унифицированное требования,выпущенное НОСТРОЙ-ем (можно скачать с сайта).Требования для каждого конкретного СРО можно прочитать на его сайте, ровно, как много иной информации, обязательной для публикации.
3. Национальные объединения в строительстве
В этой части приведу выдержки уже из Градостроительного Кодекса, позволяющие понять, что это такое.
1. Национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства.
2. Создаются национальные объединения саморегулируемых организаций следующих видов:
1) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания (НОИЗ);
2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОП);
3) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ).
3. Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
4. Национальные объединения саморегулируемых организаций образуются Всероссийским съездом саморегулируемых организаций соответствующих видов.
5. Саморегулируемая организация исключается из членов Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в случае исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
6. Основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются:
1) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
4) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов;
6) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом.
7. В случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций допущенных саморегулируемой организацией нарушений в части несоответствия установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске установленным настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям, несоблюдения саморегулируемой организацией установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствия у саморегулируемой организации компенсационного фонда, сформированного с учетом положений статьи 55.4 и частей 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса, необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении в разумные сроки, а также направляет соответствующее уведомление и копии указанных документов в орган надзора за саморегулируемыми организациями.