И? Интересно, дальше что планируется делать с несчастным должником?))«Если в течение 3 месяцев АУ так и не удалось утвердить, производство по делу прекращается.»
Привет, Регфорум!
23 апреля 2018 года на общественное обсуждение был вынесен пакет изменений в Федеральный закон «О банкротстве» № 127-ФЗ от Минэкономразвития, который, в случае его принятия, повлияет на процедуру банкротства юридических и физических лиц кардинальным образом.
Идея, которая лежит в основе проекта, не нова, и давно обозначена в качестве планируемых к реализации. Основной смысл такой: проблема «контролируемых» банкротств не решается через те механизмы законодательного регулирования, которые есть на данный момент. Большинство дел о банкротстве проводится «аффилированными» управляющими, которые, прикрываясь внешней независимостью, на деле являются ставленниками должника либо кредитора (кредиторов). Начинается такая аффилированность еще с момента введения первой процедуры банкротства, когда кандидатуру управляющего утверждает суд по заявлению кредитора, который подал на банкротство и указал в своем заявлении конкретное лицо, которое он бы хотел видеть в качестве арбитражного управляющего. Цель законопроекта – положить этому конец, и разработчики видят решение этого вопроса через введение двух ключевых статей в ФЗ о банкротстве.
Итак, для арбитражных управляющих предлагается введение рейтинговой системы. Работа каждого АУ будет оцениваться баллами, и в будущем законе прописано, за какие действия и ситуации баллы начисляются, а за какие, напротив, списываются. Так, за любые административные правонарушения, случаи отстранения от ведения процедуры, баллы будут уменьшаться. За плодотворную работу в конкурсном производстве, удовлетворение требований кредиторов в размере более 50%, за согласие на ведение процедуры и так далее – баллы, напротив, увеличатся.
В зависимости от стажа работы и количества баллов арбитражного управляющего отнесут к одной из 3 категорий.
Первая категория – это «лучшие» представители данной профессии – АУ со стажем более 5 лет, а также высокими балльными оценками, выше средних показателей не менее чем на 15%. В первую группу АУ попадут лишь те, кто провел не менее 10 процедур банкротства. Именно этим управляющим будут доверять банкротство средних предприятий, более сложные и ответственные процедуры.
Вторая категория АУ – лица со стажем от 3 до 5 лет и количеством баллов, «средним по отрасли». Чтобы попасть во вторую группу, нужно иметь «за плечами» минимум 5 процедур. Они будут проводить банкротство малого бизнеса.
Третья категория АУ – стаж до 3 лет – будет ответственна за банкротство микропредприятий и физических лиц. Это самая первая ступенька, сюда отнесут всех новичков. В третью категорию рискуют попасть и опытные арбитражные управляющие, по тем или иным причинам лишившиеся баллов и отстающие от средних показателей.
Отражаться информация по всем управляющим будет в специальном онлайн Регистре арбитражных управляющих, который отдадут в ведение Судебного департамента ВС РФ. Судебный департамент должен в срок, не превышающий 120 календарных дней, организовать разработку специального программного комплекса по ведению реестра. Помимо баллов, стажа, категорий, в реестре укажут информацию о субъектах, в которых работает управляющий, о его компетенциях в области работы с финансовыми, стратегическими организациями, застройщиками, предприятиями, требующими допуска к государственной тайне.
Первоначальные данные, из которых сформируется в дальнейшем реестр, поступят в департамент от саморегулируемых организаций, которых обязуют представить все необходимые сведения о своих членах. Всем управляющим изначально присвоят рейтинг, равный 100 баллам, а «разнесут» по категориям, опираясь на стаж и количество процедур.
Второе существенное изменение касается процедуры назначения арбитражного управляющего в дело о банкротстве. Предполагается, что управляющий определится случайным образом из Регистра, а точнее – на основе некоего запрограммированного алгоритма, который учтет группу, к которой отнесен АУ, его баллы, опыт и квалификацию, соответствие доп. требованиям, наличие необходимых допусков к гостайне.
После выбора управляющему направляется соответствующее уведомление по электронной почте и дается время на согласие или на отказ от процедуры – не более 5 дней. В течение этого времени он знакомится с материалами дела для того, чтобы принять верное решение. Последствия отказа существенны – в течение 30 дней его кандидатура не будет участвовать в случайном выборе на иную процедуру, так что к своему решению управляющему нужно подойти крайне тщательно, взвесить все возможные для себя перспективы.
Что будет, если управляющие один за другим будут отказываться от ведения определенного, например, заведомо невыгодного дела? Проект устанавливает для этого определенную процедуру. Очередные «выборы» кандидатуры АУ не наступят уже после пятого подряд отказа от дела, и тогда процедура перейдет в «публичное» предложение через сайт Регистра. Далее процедуру возьмет тот, кто первый откликнется. Если в течение 3 месяцев АУ так и не удалось утвердить, производство по делу прекращается.
Новая система должна стимулировать арбитражных управляющих действовать добросовестно и разумно и, тем самым, повысить эффективность банкротных процедур.
Банкротные процедуры из года в год становятся все менее эффективными, если смотреть на статистические данные в динамике и анализировать, как достигается главная абсолютная цель банкротства с точки зрения того, как это задумано в законе, – пропорциональное и максимально возможно полное удовлетворение требований кредиторов.
Данные ЕФРСБ за 2017 год дают нам следующую картину.
Общая сумма взысканных с арбитражных управляющих убытков в 2016 году составляла 190 млн. руб., в 2017 году достигла рекордных 1 млрд. 362 млн. руб., то есть увеличилась в 10 раз.
Такая ситуация говорит сама за себя: законодательство о банкротстве требует реформы, иначе с каждым годом ситуация будет еще более усугубляться, а банкротство – окончательно закрепит свой статус «дорогого» способа избавления от долгов. Помогут ли предлагаемые нововведения исправить ситуацию? Покажет практика.
И? Интересно, дальше что планируется делать с несчастным должником?))«Если в течение 3 месяцев АУ так и не удалось утвердить, производство по делу прекращается.»
Это типо как раньше - слишком бедный, чтобы обанкротится без помощи кредитора в плане оплаты процедуры. Теперь еще сложнее будет) С другой стороны - сами виноваты)
Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При его применении судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), его самостоятельную ответственность (статья 56 ГК РФ), наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица