Коллеги, добрый день!
Практически все мои посты на Регфоруме посвящены корпоративному и налоговому праву вследствие специфики работы. Эти вопросы приходится решать каждый день – суровая правда жизни.
Но сейчас я хочу попробовать поделиться информацией в сфере интеллектуальной собственности, а именно рассказать немного о процедуре регистрации товарного знака. Вопросы интеллектуальной собственности в целом – область моих научных и практических интересов. Я эту сферу очень люблю, уважаю и считаю, что многие ее незаслуженно обходят стороной.
Итак, товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Знак обслуживания – то же, только в сфере индивидуализации выполняемых юридическими лицами или ИП работ или оказываемых ими услуг. Синонимы – торговая марка, бренд, логотип. Мы будем употреблять в этой статье термин «товарный знак» («ТЗ»), как это предписывает Гражданский кодекс Российской Федерации.
Товарный знак (знак обслуживания) относится к объектам интеллектуальной собственности, подлежащим обязательной государственной регистрации. Исключительное право на ТЗ возникает в момент внесения информации о нем в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков).
Ст. 1491 ГК РФ говорит о том, что исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака.
Ранее абсолютный, с недавнего времени дискуссионный вопрос.
Есть два мнения. Одни добросовестно с отсылкой на закон считают, что в случае принятия регистрирующим органом положительного решения о регистрации товарного знака, право на его защиту становится ретроспективным, т.е. распространяется на правовые отношения, случившиеся в период с даты приоритета до собственно регистрации ТЗ. Другие полагают, что дата приоритета влияет лишь на получение заявителем преимущества на регистрацию товарного знака перед третьими лицами, желающими зарегистрировать аналогичный или идентичный товарный знак.
Если кто-то заинтересуется этим вопросом, краткий список интересных (по моему мнению), судебных дел:
Единого мнения по этому вопросу пока не сложилось, поэтому в каждом новом деле вопрос поднимается заново.
Продолжаем…
Регистрирующим органом является Федеральный институт промышленной собственности – довольно приятный в общении орган государственной власти. Для тех, кто не знает – у ФИПС есть свой интернет-сайт, на котором есть вся без исключения информация о защите тех или иных объектов интеллектуальной собственности.
Если не полениться и потратить свое время на изучение этого информационного ресурса, можно получить исчерпывающие ответы на многие вопросы.
Обобщенный срок действия регистрации товарного знака – 18 месяцев и 2 недели. Именно этот срок с 2015 года зафиксирован в Административном регламенте по регистрации ТЗ, и специалисты ФИПС стараются его придерживаться. Однако этот срок может продлеваться в случае необходимости представления заявителем:
Некоторые сроки могут сильно увеличивать рассматриваемую нами процедуру. Наиболее длительная задержка может случиться в соответствии со ст. 1499 ГК РФ – по ней срок может увеличиться на 6 месяцев.
Проверка охраноспособности товарного знака
Лицам несведущим может показаться, что регистрация товарного знака должна начинаться собственно с подачи заявки на регистрацию товарного знака в Федеральный институт промышленной собственности и получения приоритета. Это утверждение будет правильным только в 10% случаев. Как правило, подавать пакет документов на регистрацию товарного знака без предварительной подготовки можно только тогда, когда будущий правообладатель максимально уверен в уникальности обозначения, подаваемого на регистрацию. Такие ситуации встречаются, когда разработке собственного бренда уделяется должное внимание, и перед его творцами (художниками, маркетологами, владельцами бизнеса) изначально стоит задача создать нечто уникальное и неповторимое, но в рамках действующего законодательства.
Стандартно же люди задумываются о получении исключительных прав на товарный знак уже после его создания и даже длительного использования. Именно поэтому:
Этап №1 – проверка охраноспособности обозначения, планируемого к регистрации в качестве товарного знака
Что такое охраноспособное обозначение? Это тот логотип (это слово здесь наиболее уместно), который обладает всеми признаками товарного знака (знака обслуживания), т.е. будет зарегистрирован Федеральный институт промышленной собственности в его качестве.
Чтобы понять, каким должно быть обозначение, которое ФИПС зарегистрирует в качестве товарного знака, нужно отталкиваться от обратного. В законе есть перечень оснований для отказа в гос. регистрации товарного знака. Зная их, нетрудно догадаться, каким условиям должно соответствовать охраноспособное обозначение.
Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака поименованы в статье 1483 Гражданского кодекса РФ. Их довольно много, перечислять все, переписывая закон, смысла нет. Я остановлюсь на наиболее интересных и часто встречающихся.
РЕГИСТРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ:
Не хочется в общедоступной статье делать ссылки на отказные регистрационные дела, чтобы не нарушать права заявителей. Поэтому простой абстрактный пример:
Словосочетание «Детский сад» с вероятностью 100% попадет в разряд обозначений, не обладающих различительной способностью и характеризующих оказываемые заявителем услуги.
Слово «типография» опять указывает на вид деятельности заявителя. Следовательно, не может выполнять функцию индивидуализации. По отношению к таким обозначениям в законе есть оговорка: указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Еще один секрет: если смешать несколько не обладающих различительной способностью элементов, можно создать уникальное обозначение, которое уже сможет претендовать на статус товарного знака (образовать комбинацию, обладающую различительной способностью). Главное правильно этим секретом пользоваться.
На этом месте хочу прервать свой рассказ и спросить у читателей, а имеет ли смысл продолжать развивать эту тему? Вполне вероятно, что не всем она так интересна как мне. Коллеги, хотелось бы услышать обратную связь. Стоит ли продолжать в том же духе или стоит отказаться от затеи?
Заранее всем спасибо за внимание!
Указанный в абзаце первом настоящего пункта срок может быть увеличен в случае необходимости представления заявителем дополнительных материалов и их проверки в соответствии с пунктами 79, 84, 102, 109 настоящего Регламента, доводов относительно приведенных в уведомлении, предусмотренном пунктом 105 настоящего Регламента, мотивов и их рассмотрения в соответствии с пунктом 112 настоящего Регламента" и далее по тексту
Ровно как и регистратор ООО, не так ли? :)«В регистрации Товарного знака на самом деле нет ничего сложно. Однако все идут к Патентному поверенному, который сделает поиск на однородность. В любом случае патентный поверенный ничего в плане итогов регистрации не гарантирует и деньги свои возьмет. »