Добрый день, уважаемые коллеги!
Хотелось бы обсудить с Вами одну серьёзную проблему: в Беларуси ликвидатор в процессе ликвидации – лицо, на которое кредитор ликвидируемой организации повлиять фактически и юридически не может, что, в свою очередь, создаёт ситуацию неопределенности, когда кредитор, для получения дебиторской задолженности, должен ждать и надеяться, что противодействия со стороны ликвидатора не будет. При этом иногда ликвидатор «забывает» рассмотреть требования кредитора, даёт ответ спустя продолжительный период времени или же отказывает во включении в реестр требований кредиторов по надуманным причинам.
В законодательстве есть определенные механизмы воздействия на ликвидатора, однако их применение обременено несовершенством юридических конструкций и правоприменительной практики.
К примеру, одной из немногих правовых гарантий защиты имущественных интересов кредиторов является возможность судебной ликвидации юридического лица (в таком случае ликвидатор будет назначен судом).
В силу абз. 6 ч. 1 подпункта 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение о ликвидации) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, рассматривающего экономические дела, в случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации.
Однако возможность ликвидации юридического лица в судебном порядке на основании абз. 6 ч. 1 подпункта 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации затруднена тем, что необходимо, чтобы ликвидатором было допущено и нарушение сроков, и установленного порядка ликвидации.
Максимально допустимый срок ликвидации юридического лица – девять месяцев (с возможность продления до двенадцати). Реализация механизма судебной ликвидации юридического лица будет возможна только в случае нарушения данного срока, из чего мы делаем вывод, что в первые девять месяцев ликвидации данный механизм не защищает интересы кредитора ввиду несовершенства юридической конструкции: намного рациональнее и эффективнее было установить возможность судебной ликвидации юридического лица или при нарушении сроков ликвидации, или при нарушении установленного порядка (с учетом характера нарушений).
Следующим механизмом противодействия ликвидатору является возможность обращения в суд с исковым заявлением о включении в реестр требований кредиторов ликвидируемой организации.
В силу п. 4 ст. 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Существенным ограничением для применения вышеуказанного механизма является тот факт, что при его реализации уплачивается государственная пошлина как за имущественное требование, что влечёт существенные дополнительные расходы.
Пункт 25 Положения о ликвидации устанавливает, что собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица.
Так, согласно пункту 25 Положения о ликвидации собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Однако практика применения вышеуказанного нормативного предписания и ранее не являлась общераспространенной. После издания Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», в связи с изменением подходов привлечения к субсидиарной ответственности, применение указанной нормы представляется возможным только в исключительных случаях.
Таким образом, в Республике Беларусь сложилась ситуация, когда кредитор не может защититься от действий недобросовестного ликвидатора. Механизмы противодействия существуют, однако их практическое применение затрудняется целым рядом условий, что приводит к злоупотреблениям со стороны ликвидатора и нарушению прав кредиторов.