Уважаемые коллеги,
В Республике Беларусь санация – это процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платёжеспособности должника, которая вводится судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, установленных Законом о банкротства.
Срок санации, по общему правилу, не может превышать 18 месяцев со дня вынесения решения о её проведении. Однако по ходатайству собрания кредиторов или управляющего может быть продлен не более чем на 12 месяцев, а по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларуси – не более чем на 5 лет.
В Республике Беларусь в процедуре санации отсутствует ограничение хозяйственной деятельности Должника, но при этом процедура санации должна проводится в соответствии с утвержденным планом санации, и все полномочия по распоряжению имуществом должника находятся у управляющего в деле о банкротстве.
Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего, заключаются только с согласия собрания (комитета) кредиторов после уведомления об этом суда, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, а также планом санации должника. План санации должника не размещается в открытом доступе, ввиду чего, не представляется возможным указать, установлены ли им какие-либо исключения в части сделок.
Согласно положениям ст. 15 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», минимальным периодом, за который составляется бухгалтерская отчетность, в частности бухгалтерский баланс, является месяц, из чего, в свою очередь, следует, что последним отчётным периодом на текущую дату является месяц, предшествующий совершению сделки.
Если размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает 20% суммы требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом санации должника, могут совершаться управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
При несоблюдении вышеуказанных ограничений соответствующие сделки являются ничтожными.
Со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства обязательства должника исполняются в особом порядке.
Вне очереди производятся расчёты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, в том числе и по всем текущим платежам должника.
В ходе санации управляющий производит расчёты в порядке, установленном Законом о банкротстве с учётом плана санации должника. При этом в Законе о банкротстве Республики Беларусь отсутствует приоритет удовлетворения какого-либо из видов внеочередных требований кредиторов. Управляющий определяет порядок проведения расчётов по внеочередным платежам по своему усмотрению с учётом особенностей хозяйственной (экономической) деятельности и финансово-экономического положения должника.
При осуществлении внеочередных платежей управляющий должен руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».
Указ устанавливает, что расчёты осуществляются между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
Расчёты непосредственно между юридическими лицами осуществляются во вторую очередь. При этом платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к платежам второй очереди, — исполняются в первоочередном порядке платежей второй очереди.
В случае, нарушения установленной очередности платежей, управляющий может быть привлечен к административной или уголовной ответственности, однако данная практика в Беларуси не распространена.
Таким образом, в Республике Беларусь в процедуре санации складывается ситуация, в которой имеющиеся средства должника идут на погашение задолженности, которая возникает непосредственно при осуществлении деятельности в процедуре санации. Тем временем, кредиторы, задолженность перед которыми возникла за долго до открытия конкурсного производства, могут рассчитывать на удовлетворение требований лишь при завершении сроков санации, а поскольку данная процедура может продолжаться до 5 лет, реальная стоимость требований на момент исполнения может значительно уменьшится в стоимости.
На теоретическом уровне существуют два юридических механизма, с помощью которых можно изменить решение о применении и о сроках процедуры санации в отношении должника.
Стоит помнить, что вышеуказанные юридические механизмы являются теоретическими и в практической деятельности не были реализованы.