Порядок прекращения деятельности ИП регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – 129-ФЗ).
Итак, ИП, решивший добровольно прекратить свою деятельность, предоставляет в регистрирующий орган, находящийся по месту его жительства, следующий пакет документов (ст. 22.3 129-ФЗ):
- Подписанный бланк заявления по форме 26001, утвержденное Приказом ФНС России от 25.01.2012г. № ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ). О порядке его заполнения, а также о способах подачи, будет написано ниже.
- Квитанцию или платежное поручение на оплату госпошлины в размере 160 рублей (п.7 ч.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ). Реквизиты пошлины можно узнать непосредственно в своем регистрирующем органе, либо на сайте www.nalog.ru.
- Справку из Пенсионного фонда. Данная справка подтверждает то, что обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений персонифицированного учета исполнена. Данная справка выдается независимо от того, есь ли долги у ИП или нет. Если у Вас не было наемных работников, либо Вы снялись с учета в ПФР по данному основанию, в этом случае ПФР предоставит вышеназванную справку самостоятельно по межведомственному обмену. Однако, вопрос предоставления справки для ИП, которые не состоят в ПФР как работодатели или сняты с учета по данному основанию, будет актуален только до конца 2013 года, т.к. обязанность предоставления сведений в ПФР для ИП была отменена в 2012 году. Таким образом, последний год за который надо было сдавать такие сведения – 2010 (сдавали в 2011). Срок исковой давности по нему в этом году закончится.
Важно! Если у ИП имеется задолженность по налогам и/или по страховым взносам, то это не будет являться основанием для отказа в регистрации прекращения его деятельности. С ИП не снимаются обязательства по погашению всех своих задолженностей перед налоговым органом и Пенсионным фондом.
Данные документы могут предоставляться в рег.орган следующими способами:
- Лично предпринимателем.
- Через Интернет, в виде электронных документов, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг, или через айпад.
- Предоставляться лицом по доверенности. В этом случае ИП должен заверить свою подпись на заявлении по форме 26001 у нотариуса (п.1.2 ст.9 129-ФЗ).
- Ценным письмом с описью вложения. В данном случае также необходимо подготовить нотариальный комплект документов (п.1.2 ст. 9 129-ФЗ).
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
При личном предоставлении документов в регорган ИП или его доверенным лицом, инспектор выдает соответствующую расписку с указанием даты получения зарегистрированных документов. При направлении документов ценным письмом, расписка в ответ направляется тоже почтой. При электронной подаче на указанный предпринимателем электронный адрес приходит письмо с датой явки в регистрирующий орган за результатом.
Итак, через пять рабочих дней со дня передачи пакета документов в регистрирующий орган, ИП получит уведомление о снятии с учета в налоговом органе, лист записи ЕГРИП (ранее вместо этого документа выдавалось свидетельство о прекращении регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) и выписку из ЕГРИП. Вышеперечисленные документы выдаются лично на руки предпринимателю или его представителю по нотариальной доверенности, либо направляются по почте. Таким образом, ИП снимается с учета как предприниматель, но остается как человек - физическое лицо.
Если документы составлены неправильно или с ошибками, то скорее всего будет вынесен отказ в "ликвидации" на основании ст. 23 Закона 129-ФЗ. Прежде, чем подавать документы заново, ИП следует выяснить причины отказа, среди которых могут быть следующие:
- документы представлены в неправильный регистрирующий орган;
- ошибочно указаны реквизиты в платежном документе по оплате пошлины;
- не заполнены или некорректно заполнены требуемые пункты заявления,
- исправления в заявлении, подписание заявления неуполномоченным лицом
Если же действия налогового органа неправомерны, их можно оспорить в судебном порядке.
Фонды, расчетный счет, ККМ
Если ИП не был зарегистрирован в фондах как работодатель, то порядок снятия с учета в ПФР и ФСС таков: регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней направляет уведомления о прекращении деятельности в указанные фонды, после чего последние снимают ИП с учета.
Если же у ИП были сотрудники, то ему необходимо сдать отчетность, заплатить взносы, и только после этого будет зарегистрировано прекращение деятельности и снятие с учета.
Также ИП должен закрыть свой расчетный счет в банке, если он его имеет, и уведомить о его закрытии свой налоговый орган в течение семи рабочих дней с даты закрытия счета.
Кроме всего прочего необходимо снять с учета ККМ, для чего в налоговый орган предоставляется соответствующее заявление, паспорт ККМ и карточку регистрации. Налоговая осуществляет снятие ККМ с учета в течение пяти рабочих дней.
В раздел 1 необходимо внести сведения об ИП, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно: ОГРНИП (присваивается регистрирующим органом при создании ИП), фамилию, имя и отчество (при наличии), ИНН.
Во 2 разделе указать способ выдачи документов регистрирующим органом в случае положительного решения или же решения об отказе в регистрации: выдать заявителю - обозначение 1, выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности – обозначение 2 или же направить по почте – обозначение 3. Необходимо учесть, что по почте документы могут идти дольше установленных Почтой России сроков, так как часто бывают сбои в доставке. В этом же разделе указываете свой телефон и e-mail. Там же проставляется подпись заявителя – ИП.
3 и 4 разделы заполняются лицом, уполномоченным засвидетельствовать подлинность подписи заявителя – ИП. Данным лицом может быть нотариус, ВРИО нотариуса, должностное лицо регистрирующего органа. То есть без нотариуса можно обойтись, если предприниматель лично представит пакет документов непосредственно в регистрирующий орган с одновременным предъявлением своего паспорта.
Хотелось бы еще отметить, что для нотариального удостоверения подписи ИП в заявлении 26001 необходимо предоставить нотариусу подлинники свидетельства ОРГНИП и ИНН, некоторые нотариусы требуют еще выписку из ЕГРИП (в данном случае следует уточнить не старше какого срока она должна быть). Обычно – не старше 30 дней с момента ее составления). ИП должен быть с паспортом – как у нотариуса, так и при личной подаче документов в регистрирующий орган.