Привет, Регфорум!
Государство хочет установить контроль за движением товаров путем их маркировки средствами идентификации и созданием в России единой информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров. Так власти хотят бороться с контрафактом и уклонением от налогов. По планам правительства до 2024 года маркироваться должны все потребительские товары. В 2019 году маркировке будут подлежать уже 12 групп товаров: от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. Проект маркировки товаров может охватить не только потребительский, но и промышленный сектор (авиационные, автомобильные запчасти, трубы и т.д.).
Как сообщают «Ведомости» оператором единой системы премьер-министр Дмитрий Медведев назначил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре ФНС передала ему и систему маркировки лекарств.
А что на законодательном уровне? В конце октября в Государственную Думу внесен законопроект № 575258-7 о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее – законопроект). Проект закона уже прошел первое чтение, не исключаю, что до конца этого года он может быть принят. Правительство РФ будет утверждать порядок создания, ввода и эксплуатации информационной системы, ее оператор, порядок взаимодействия с иными государственными информационными системами, порядок внесения в нее информации об обороте маркированных товаров. Законопроект не определяет перечень товаров, которые будут подлежать маркировке средствами идентификации, т.к. соответствующий перечень будет утвержден Правительством РФ.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что это должны быть группы товаров в отраслях промышленности, закрепленных в Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. К группам товаров относятся табачная, ювелирная, пищевая, легкая, фармацевтическая, медицинская, автомобильная, авиационная, топливная, химическая, электронная, кабельно-проводниковая промышленность, а также сельхозмашиностроение, производство строительных материалов, индустрия детских товаров, машиностроение.
Среди ожидаемых положительных эффектов от принятия законопроекта авторы указывают следующие:
Как предполагают создатели законопроекта выиграют от внедрения этой инициативы и предприниматели. Ожидается, что они смогут снизить свои операционные издержки на персонал за счёт маркировки и централизованных баз данных, сбор и отправка заказов будет происходить быстрее. Также снизятся издержки на логистику и осуществление замены/возврата товаров, снизится количество ошибок/замен при отгрузках. Увеличиться выручка у легальных производителей, так как ожидаемо сократиться доля нелегальных товаров.
Отмечу, что при всех ожидаемых положительных моментах авторы законопроекта не упоминают о затратах, которые вынуждены будут понести участники рынка (производители, импортеры, дистрибьюторы) для внедрения новой системы. Это закупка соответствующего оборудования для маркировки, обеспечение подключения к Информационной системе, обучение персонала работе с новыми данными и т.п. Указанные затраты будут особо ощутимых для малых и средних производителей. Совершенно очевидно, что в конечном итоге эти все затраты производителей приведут к увеличению конечной стоимости товаров для потребителей.