21 ноября, в День работника налоговых органов, на заседании расширенной коллегии ФНС России по итогам работы налоговых органов за 10 месяцев 2018 года Глава налоговой службы Михаил Мишустин оптимистично отчитался об улучшении собственной работы – налоговом администрировании, что привело к сокращению теневого сектора, как следствие увеличило собираемость налогов, а также создало комфортные условия для добросовестных налогоплательщиков.
Ура, ура, ура. Что стоит за этими донесениями об успехах? «В чем сила?».
На самом деле в 2015 году поставили новые сервера,что позволило запустить программный продукт АСК НДС-2 – систему, которая автоматически отслеживает цепочки формирования НДС по сделкам в масштабах всей страны. Это 15 млрд операций в год. По словам Михаила Мишустина в 2018 году налоговый разрыв по НДС сокращен до 1% (с 8% на начало 2016 года).
Одна моя знакомая живет напротив здания территориальной ИФНС в Москве. Некоторые окна светятся до поздней ночи. Это окна отделов камеральных проверок, которые отвечают перед начальством за разрывы.
Я полагаю, что в 21 веке сила у того, кто имеет доступ к необходимым данным и может ими манипулировать. Вероятно, так не только я думаю.
С начала 2017 г. начались манипуляции с данными деклараций по НДС хозяйствующих субъектов. Например, некоторые предприниматели предоставляли в январе 2017 г. декларации НДС по итогам хозяйственной деятельности IV квартала 2016 г. по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через специализированного оператора электронного документооборота (оператор ЭДО) в налоговые Инспекции. Первичные декларации были приняты Инспекциями. Спустя непродолжительное время, предпринимателей начали одолевать звонками их контрагенты – покупатели (получатели) товаров, работ, услуг которым наши герои оказывали услуги, поставляли (продавали) товары и выписывали счет-фактуры. Выяснилось, что предприниматели якобы представили уточненные налоговые декларации по НДС за IV квартал 2016 года с нулевыми показателями, свидетельствующими об отсутствии деятельности в IV квартале 2016 года. В попытках разрешить сложившуюся ситуацию, наши предприниматели представили новые уточненные налоговые декларации по НДС достоверные сведения в которых тождественны первичным декларациям по НДС. Однако налоговые инспекции отказали в принятии у пострадавших предпринимателей уточненных деклараций без объяснения причин.
В чем сюжет? В том, что крайней остается та инспекция, где продекларировали зачет/вычет, либо та компания из цепочки (с обрывом на конце) к которой формально претензии было предъявить нельзя. Судьба других реальных контрагентов, оказавшихся в книге покупок-продаж никого не волнует.
Суть фокуса в сговоре, предположительно, налоговых инспекторов и организаций (посредников) оказывающих возмездные услуги по представлению электронной отчетности за третьих лиц. Такие организации называются уполномоченными представителями налогоплательщиков по представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. Для того чтобы сдать отчет, нужны сам файл отчета (электронный отчет) и доверенность (ключевой момент доверенность – липовая, но поди, проверь) от налогоплательщика выданная на саму организацию – уполномоченного представителя, которая в интересе такого налогоплательщика подпишет такой отчет своей ЭЦП и направит его в инспекцию по ТКС через своего оператора ЭДО.
Тема, вообще-то криминальная (предприниматели стали жаловаться в прокуратуру и еще куда надо), поэтому налоговые органы от нее, насколько мне известно, отказались. Нашелся другой вариант.
Начиная с 2018г., компаниям стали отказывать в принятии декларации по НДС со ссылкой на недостоверность данных, которые она содержит. Тема от ИФНС та же: «пусть испортится отчетность у соседней ИФНС, но не у нас, либо наступят проблемы у выгодоприобретателя цепочки с разрывом». Физически в ТКС эта запись выглядит так:
«Отсутствие, неправильное указание ЭП»;
«ЭП не принадлежит отправителю/подписанту документа».
Но вот незадача. Порядок работы с декларациями определен приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н. Основания для отказа в приеме декларации содержит пункт 28 Административного регламента, утвержденного данным приказом. Отчетность вправе не принять, если:
Перечень закрытый, а в случае с НДС речь может идти только об электронной подписи, т.е. основание для неприема эл. декларации – отсутствие надлежащей электронной подписи (ЭП), а не недостоверность на... (это же компьютер, у него нет почерка!). Утверждать (подразумевать) без проведения камеральной проверки о неблагонадежности юр. лица, либо номинальности ген. директора – самоуправство чистой воды. Вы утверждаете о недостоверности подписи – экспертизу в студию! Даже когда в декларацию внесены заведомо ложные сведения, ИФНС обязана ее принять, если она надлежащим образом оформлена. Корректность данных налоговики выявляют в ходе проверки. То есть уже после принятия декларации. (Вы можете прогнать чужие военные корабли, но если нет войны и они по Вам не стреляют, Вы не можете их захватить – самоуправство).
Но чем дальше, тем страшнее. Чувствуя, что нащупали «смерть Кощея», что тема хорошая, ее бы только упорядочить и узаконить слегка, в июле 2018 г. уже сама ФНС направила в инспекции письмо, которым разрешила официально аннулировать декларации плохих компаний (письмо от 10.07.2018 г. № ЕД-4-15/13247). В письме дали инспекторам установку исключать из базы отчетность плохишей по НДС и налогу на прибыль. И наконец-то это стало официально разрешено, если проклятый директор не является на допрос, а еще если удельный вес вычетов по НДС составляет более 98% и т.д. и т.п.
Только снова незадача. Этот механизм вообще-то не имеет никакого отношения к Налоговому Кодексу, со всеми из этого вытекающими последствиями – незаконно. И уже 02 ноября 2018 г. ФНС, со ссылкой на письмо вредителя – Минюста, выпустило письмецо № ЕД-4-15/21496@, которым аннулирует такую замечательную тему про аннулирование деклараций по НДС и налогу на прибыль.
Силы света и закона восторжествовали? Что ж, посмотрим, будем ждать поправок в Налоговый Кодекс, не пропадать же такой замечательной идее.
К чему я все это пишу и к чему такой заголовок? А к тому, что вместе с декларацией по НДС в эл. виде сдаются книги покупок и продаж, в которых могут фигурировать десятки, а то и сотни контрагентов. Во всех вышеперечисленных шалостях налоговых органов среди пострадавших оказываются реальные контрагенты, которые лишаются законной возможности зачета НДС и получают бесконечные походы и поклоны в налоговую инспекцию, либо многомесячные судебные баталии, либо потерю денег (доначисление сумм НДС по поставкам контрагенту в бюджет).
Тактика «выжженной земли» на языке военных — проводимое при отступлении полное и широкомасштабное уничтожение всех жизненно важных запасов (продовольствия, топлива и т.п. ) и любых объектов промышленного, сельскохозяйственного, гражданского назначения с целью не допустить их использования наступающими противником.
Интересно, там на верхах, оставляя без последствия самоуправство инспекций и принимая решения, подобные аннулированию деклараций, кто нибудь думает, о том, что «вместе с водой можно выплеснуть и ребенка»?