Танец как объект авторского права

  • 19 февраля 2019 в 9:19
  • 10.1К
  • 7
  • 0

    Здравствуй, Регфорум!

    Не так давно появилась новость, что в Америке на EpicGames, разработчика известного игрового симулятора Fortnite, подали в суд. Fortniteпредставляет собой компьютерную онлайн-игру в жанре симулятора выживания с открытом миром, где игрок может выбирать персонажа, которого можно персонализировать тем или иным танцевальным движением. Эти самые танцевальные движения и стали основанием для иска, инициатором которого стал рэпер 2 Milly, который в 2014 году в клипе на трек MillyRock придумал танец, который получил распространение в массах. Рэпер посчитал использование придуманных им танцевальных движений в видеоигре без его разрешения нарушением его авторских прав.

    Чуть позже решились подать иск против создателей также представители Рассела Хорнинга, ставшего известного в Интернете как «BackpackKid», привлекшего внимание медиа-пространства своим танцем, который также не обошла стороной популярная игра. Их примеру последовал и Альфонсо Рибейро, который сыграл роль Карлтона в телесериале «Принц из Беверли-Хиллз» и который исполнил ставший известным «танец Карлтона». А затем также поступила и мама мальчика, ставшего известным в сети как OrangeShirtKid (мальчик в оранжевой футболке), который специально придумал изначально свой танец в рамках проводимого создателями Fortnite конкурса, где игроки могли предложить свои варианты для новой эмоции персонажей игры[1].

    И кто знает, сколько еще дальше последуют исков, ведь набор танцевальных движений для персонализации персонажей в Fortnite довольно внушительный.

    А кроме этого, есть еще достаточное количество «заразительных» танцев, которые прочно засели в памяти людей и часто ими повторяются на вечеринках, различных мероприятиях, где они являются узнаваемыми и всем хорошо знакомыми.

    Кадр из мультфильма «Шрек 2», источник.

    Кадр из видеоклипа на песню Los del Río — Macarena, источник.

    Кадр из видеоклипа на песню PSYGangnamStyle, источник. 

    Могут ли свободно такие танцевальные движения использоваться, зависит от ответа на вопрос: охраняется ли вообще танец авторским правом? Если да, то до каких пределов? И как доказать свое авторство на танец?

    Если говорить о законодательстве США, где указанные разбирательства EpicGames и были инициированы, то в параграфе 102 CopyrightAct 1976 прямо указывается, что к работам, защищаемым авторским правом, относятся, в том числе, пантомимы и хореографические работы.

    В соответствии с законодательством Англии танец также защищается авторским правом как драматическая работа (Секция 3, Copyright, Design, PatentsAct 1988). Здесь же указывается, что такая работа будет охраняться, если она записана в письменном виде или любым другим способом.

    Аналогично американскому законодательству Гражданский кодекс Российской Федерации также прямо к объектам авторского права относит пантомимы или хореографические произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Немногочисленная российская судебная практика по делам, связанным с использованием хореографических произведений, также подтверждает однозначно, что хореографическое произведение должно охраняться[2].

    Таким образом, очевидно, что танец является охраняемым авторским правом объектом. Но любой ли танец будет подлежать охране?

    Предлагаем для наглядности рассмотреть этот вопрос на примере близком для нас – непосредственно российском законодательстве.

    Стоит сразу отметить, что понятие хореографического произведения в ГК РФ или иных законах и подзаконных актах никак не раскрывается (впрочем, равно как и в американском законодательстве). Слову «хореография», которое было заимствовано из французского языка, в словарях дается следующее толкование: искусство танца, весь объем танцевальных компонентов, входящих в танец[3]. В буквальном значении хореография от греческого означает запись танца[4]. С учетом этого хореографическим произведением можно назвать особую последовательность танцевальных движений.

    Для того чтобы указанный объект авторского права подлежал охране, он должен быть результатом творческого труда[5] и быть выражен в объективной форме, в том числе в письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). То есть, хореографическое произведение будет охраняться, если оно создано в результате творческой деятельности человека и выражено в определенной форме, причем само исполнение танца уже достаточно для его объективизации. Что касается творческого характера, то, во-первых, имеет место презумпция творческого характера любого результата интеллектуальной деятельности, а, во-вторых, при оценке творческого вклада не подлежат оценке такие критерии, как новизна, оригинальность, уникальность[6]. Фактически произведением будет являться все то, что было создано человеком в результате его творчества, талантливо ли это было сделано, качественно, впервые ли именно им - не имеет значения. Как любая нарисованная человеком «загогулина» на полях тетради будет являться изобразительным произведением, так и любые придуманные человеком танцевальные движения, пусть даже самые неуклюжие или нескладные – тоже будут являться результатом его творческой деятельности.

    Автором такого танцевального произведения будет являться лицо, которое придумало сам танец и выразило его объективно в любой из форм: записало ли последовательность необходимых движений на бумаге, объяснило другим, что и как делать, станцевало ли само. Стоит также различать, что непосредственно сам исполнитель танца может не быть его автором, например, ему лишь сказали, какие движения он должен исполнить. В этом случае его исполнение может быть объективным выражением танца, он будет являться исполнителем и иметь соответствующие смежные права на свое исполнение, но автором являться он не будет.

    С учетом этого, например, движения BackpackKid, ставшего известного в Интернете благодаря своему танцу, по российскому праву должны рассматриваться как объект авторского права, который подлежит защите. Аналогичен вывод в и отношении всех иных танцев, которые ранее нами упоминались.

    Кадр из видеозаписи выступления KatyPerry на SNLс песней SwishSwish, источник. 

    Наравне с этим, однако, возникает и ряд других интересных вопросов.

    Например, можно ли говорить о нарушении исключительного права на хореографическое произведение, если лицо скопировало только отдельное танцевальное движение? Та же игра Fortnite, в ней ведь скопированы только отдельные характерные черты определенного известного танца. В соответствии с российским законодательством это допускалось бы на основании оценки существенности и творческой самостоятельности отдельного танцевального движения как части целого хореографического произведения. В соответствии с пунктом 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и была объективно выражена. В каждом случае этот вопрос должен решаться индивидуально, например, какое-либо довольно стандартное танцевальное движение не будет отдельно охраняться в отрыве от всего произведения, когда же оригинальное движение, которое, ко всему прочему, стало известным и узнаваемым многими, так, в отрыве от всего произведения охраняться может. И в данном случае, если даже заимствование такого одного движения из всего произведения в целом могло бы рассматриваться как незначительное, в случае если такая часть подлежит самостоятельной охране, то на лицо будет самостоятельное нарушение исключительного права на часть произведения. То есть, возвращаясь опять к примеру с Fortnite, заимствование отдельного, но самого характерного для танца движения может рассматриваться как самостоятельное нарушение исключительного права на конкретное танцевальное движение как часть всего хореографического произведения.

    Другой интересный вопрос: кто же будет обладателем исключительного права на хореографическое произведение, если, например, оно было исполнено в фильме или при съемке клипа, как в ситуации с 2 Milly? Известный всем поклонникам сериала «Клиника» танец Терка тоже стал, кстати, предметом заимствования в Fortnite. Но чьи права в данном случае тогда нарушены?

    В соответствии со статьей 1263 ГК РФ сериалы относятся к аудиовизуальным произведениям, авторами такого произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, а вот исключительное право на такое произведение принадлежит изготовителю, которым по общему правилу считается лицо, организовавшее создание произведения – продюсер. При этом согласно пункту 5 статьи 1263 ГК РФ исключительное право автора отдельного произведения, которое стало составной частью аудиовизуального, сохраняется за ним в отношении его произведения, если только он не передал его изготовителю. Согласно пункту 1 статьи 1240 ГК РФ, в случае когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Предположим, что танец Терка был придуман все же специально именно для данного сериала, и по умолчанию исключительное право на него перешло в полном объеме изготовителю. Тогда именно изготовитель как обладатель исключительного права на аудиовизуальное произведение и произведений, которые входят в его состав в результате отчуждения на них прав, и может требовать прекращения использования танца без его согласия. Здесь, кстати, интересный вопрос, кто автором все же такого танца является: вряд ли в сценарии было четко прописано, что должны исполняться конкретные танцевальные движения в определенной последовательности, тогда уже конкретный танец был придуман либо хореографом, либо просто самим актером-исполнителем, которые автором такого танца и будут считаться.

    Еще интересный вопрос к теме об использовании танцев: что делать, если кто-то, танцуя на вечеринке, придумал очень зажигательный и запоминающийся танец, который всем так понравился, что все стали его за ним повторять, а потом спустя время этот кто-то увидел, что его танец используется в каком-нибудь музыкальном клипе? Здесь все будет сводиться к вопросу доказывания того, что этот танец был придуман именно конкретным человеком и что именно он был заимствован, а не имеет место просто независимое создание схожего произведения. Вопрос с доказательством того, что танец был придуман конкретным человеком, будет разрешаться в зависимости от наличия зафиксированного исполнения такого танца. В данном случае наиболее эффективным доказательством будет являться наличие видеозаписи исполнения танца. Доказать, что именно конкретный танец был заимствован придется указанием, в том числе, на то, что танец стал известен широкому кругу лиц (например, танцевальное видео было выложено в Интернете), либо конкретное лицо, которое его повторило без согласия знало о существовании такого танца, что можно однозначно установить. Кроме этого, два исполнения танца должны быть сравнены, чтобы можно было понять, один ли это и тот же танец, или имела место переработка. Причем для проведения такого сравнения и дачи заключения по его результатам придется привлекать специалиста.

    Таким образом, танец – это тоже произведение, которое охраняется авторским правом. Но отсутствие обширной судебной практики по вопросу о защите прав на хореографические произведения наводит на мысль, что, возможно, это осознается не каждым, кто такой танец придумывает и не каждым, кто его затем решает использовать. История с уже многочисленными исками к создателям видеоигры Fortnite, возможно, принесет новое понимание того, что такое танец вообще. Интересно, что Fortnite– не первая игра, где персонажи могут исполнять ставшие известными танцевальные движения, так, например, персонажей, подражающих известным танцам, уже ранее можно было увидеть в TheWorldofWarcraft.  И в общедоступных источниках о случаях предъявления исков создателям данной игры за использование танцев ничего нет. Вероятно, создатели данной игры просто позаботились о получении согласия на использование танцев в видеоигре. Такая вспышка исков к разработчику Fortnite, по-видимому, связана с тем, что здесь о получении какого-либо согласия никто не подумал, не придавая значения тому, что танец – объект авторского права. А может, просто в настоящее время заботиться о результатах своей интеллектуальной деятельности стали значительно серьезнее? Или пришло осознание, что таким образом можно заработать денег? Вопрос остается открытым, к чему же это приведет, мы вскоре увидим.

    _____________________

    [1] С текстом самого искового заявления можно ознакомиться по ссылке.

    [2]Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2008 № 78-В08-20; Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2012 № 45-В12-1.

    [3] Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000; Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.).

    [4] Источник.

    [5] Абзац 2 пункта 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

    [6] Абзац 3 пункта 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». 

    Соавтором данного материала является:

    Антонина ШишановаПомощник юриста практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры»
    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    ooz20 сентября 2024 в 19:02
    Новые правила аккредитации иностранных представительств и филиалов в 2015 году: продолжение