Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 г. является реформа контрольной и надзорной деятельности, старт которой был дан в 2016г.
Цель реформы заключается в том, чтобы уйти от тотального контроля за бизнесом и перейти к контролю за потенциальными нарушителями обязательных требований действующего законодательства, за теми, чья деятельность представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан и др. охраняемым государством ценностям.
Главный принцип реформы – переход к риск – ориентированному подходу, что закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Первый и самый основной принцип применения риск–ориентированного подхода заключается в том, что он подлежит применению исключительно в отношении тех видов государственного контроля, которые вошли в перечень, утвержденный Правительством РФ и по правилам им же утвержденным [1].
Второй принцип применения риск — ориентированного подхода заключается в том, что периодичность мер по контролю конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя находится в прямой причинной связи с отнесением его деятельности или используемых им объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии для отнесения деятельности хозяйствующего субъекта к конкретной категории риска устанавливает Правительство РФ, если этого не определил законодатель в соответствующем федеральном законе.
Каждый госорган в пределах своей компетенции устанавливает для контролируемых им юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определенные категории риска по правилам о шести категориях риска и классов опасности, сформулированных в Постановлении Правительства от 17.08.2016 № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)." В зависимости от присвоенной категории риска определяется периодичность проведения плановых проверок.
Важно знать, что Приказом Минэкономразвития России от 29.12.2018 N 753 Приказ Минэкономразвития России от 29.12.2018 № 753 "Об утверждении порядка ведения перечня государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора)" установлено правило о том, что Министерство не менее одного раза в месяц осуществляет публикацию актуальной версии Перечня на портале административной реформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с последним опубликованным перечнем в России насчитывается 216 видов контроля (надзора), который осуществляют различные государственные органы, а общий перечень по госконтролю и госуслугам составляет 920 пунктов.
Третий принцип риск-ориентированного подхода заключается в том, что каждый государственный орган по результатам мер государственного контроля может отнести деятельность конкретного юридического лица к более высокому или более низкому риску.
Повышение или понижения риска ставится в зависимость от результатов законопослушности конкретного юридического лица. Как правило, если по результатам проверки были выявлены соответствующие нарушения, то категория риска будет повышена и промежуточный интервал между проверками снижен (например, два года вместо трех). И наоборот, если нарушений не будет выявлено, то уровень категории риска будет понижен и, соответственно, увеличен межпроверочный интервал (например, с трех лет до пяти).
Таким образом, риск — ориентированный подход стимулирует бизнес уделять огромное внимание профилактическим мерам, на что сегодня ориентируются и госорганы.
________________________
[1] Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806(ред. от 21.03.2019) "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"