Здравствуйте!
24 июня 2019 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью», которым утверждены 36 типовых вариантов устава, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью.
Напомним, что впервые возможность использования юридическими лицами типовых уставов была закреплена еще в 2014 году в пункте 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ. Указанной нормой было предусмотрено, что для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В дальнейшем порядок использования юридическими лицами типовых уставов был уточнен Федеральным законом от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов», который внес очередные изменения в пункт 2 статьи 52 ГК РФ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также ряд других нормативных актов.
Новым регулированием предусмотрено, что юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц. При этом установлено, что типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица, потому как такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, уже в 2015 году была сформирована необходимая правовая база для использования обществами с ограниченной ответственностью типовых уставов, однако на практике юридические лица были лишены возможности использования типовых уставов, так как уполномоченный государственный орган, коим было определено Министерство экономического развития РФ, долгое время не утверждал соответствующие типовые формы.
С 24 июня 2019 года у обществ с ограниченной ответственностью появится потенциальная возможность использования одного из 36 вариантов типовых уставов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411. Все 36 типовых уставов отличаются различной комбинацией условий, касающихся:
При этом новые типовые уставы могут применять не только вновь создаваемые, но и уже действующие общества с ограниченной ответственностью. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества, действующего на основании устава, утвержденного учредителями (участниками) общества, вправе в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава. Сведения о том, что общество действует на основании типового устава, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, путем предоставления заявления по форме Р14001 и соответствующего решения общего собрания участников общества (пункт 2.1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Однако здесь следует отметить, что в настоящее время ни в форму Р11011, ни в форму Р14001 не внесены изменения в части возможности указания на то, что общество будет действовать на основании типового устава, поэтому реальная возможность перехода на типовые уставы, вероятно, появится у обществ только после внесения соответствующих изменений в формы Р11001 и Р14001.
Таким образом, ожидается, что уже в ближайшее время у обществ с ограниченной ответственностью появится возможность воспользоваться всеми преимуществами перехода на типовой устав, основным из которых является отсутствие необходимости внесения изменений в устав при изменениях законодательства, смене наименования общества либо изменении размера уставного капитала.
При этом не следует забывать и о недостатках использования типовых уставов, некоторые из которых могут оказаться довольно существенными для участников обществ. Так, например, утвержденные типовые формы уставов предусматривают лишь базовое регулирование отдельных вопросов управления обществом, оставляя неурегулированными иные вопросы, которые могут оказаться достаточно важными на практике. Так, например, типовые уставы не предусматривают возможности создания в обществе совета директоров, равно как они не предоставляют возможности перераспределения компетенции между органами управления обществом. Более того, при использовании типовых уставов участники общества не смогут установить собственный порядок одобрения сделок с заинтересованностью либо предусмотреть необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение директором определенных сделок. Важно также учитывать отсутствие в типовых уставах положений, разрешающих передачу принадлежащей участнику доли в залог третьим лицам (статья 22 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), что, например, может стать серьезным препятствием при получении обществом и его участниками дополнительного финансирования со стороны банков и сторонних инвесторов.
Более того, некоторые типовые формы содержат довольно спорные положения с точки зрения действующего законодательства. Так, например, отдельные типовые уставы (например, устав № 4, № 10 и др.) предусматривают положение о том, что участники общества не обладают преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества, который производит ее отчуждение третьим лицам. В то же время положения статьи 93 Гражданского кодекса РФ и статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо не предусматривают возможности исключения преимущественного права участников на приобретение доли, а в доктрине существует мнение об императивности норм о наличии у участников преимущественного права покупки доли или части доли участника общества, который производит ее отчуждение третьим лицам.[1]
Таким образом, при принятии решения о переходе на использование типовых уставов необходимо учитывать, что такие типовые уставы могут не подойти участникам общества в тех случаях, когда характер взаимоотношений между участниками общества требует более подробного урегулирования порядка осуществления обществом своей деятельности.
__________________________
[1] См., например, Габов А. В. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью в российском законодательстве. М.: Статут, 2010.
Извините, Ирина, но что за бред здесь Вы пишите?«можно попробовать при регистрации общества указать в решении то, что общество действует на основании типового устава № ..., и формально требования закона будут выполнены»
Манная каша подаётся в детском саду к завтраку.«Александр, ну зачем так резко?»
Сегодня, 14 июня 2019 года, Вы, Алексей Елисеенко, абсолютно уверены, что через 10 дней, т.е. с 24 июня 2019 года у обществ появится такая возможность? Пусть и потенциальная.«С 24 июня 2019 года у обществ с ограниченной ответственностью появится потенциальная возможность использования одного из 36 вариантов типовых уставов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411.»
Удивлён сомнениям в диспозитивности преимущественного права - имхо оно очевидно (как минимум после реформы 2014 г.) диспозитивно.
Олег, на мой взгляд, точка зрения, согласно которой норма о преимущественном праве участников ООО на приобретение отчуждаемой другим участником доли является императивной, все же имеет право на существование. Сами формулировки статьи 93 ГК РФ и ст. 21 Закона об ООО прямо устанавливают, что участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества, не добавляя при этом никаких оговорок, которые могли бы свидетельствовать о диспозитивном характере данных норм (например, классическую оговорку «если иное не предусмотрено уставом общества»). Указанные нормы только предусматривают, что уставом общества может быть предусмотрен лишь иной порядок реализации преимущественного права, что, однако, не свидетельствует о наличии возможности полного исключения из устава общества преимущественного права участников на приобретение долей.
Хотя я согласен с тем, что данные нормы, исходя из общего диспозитивного характера регулирования взаимоотношений между участниками корпорации, следовало бы формулировать как диспозитивные, однако, при текущей редакции ст. 93 ГК РФ и ст. 21 Закона об ООО другой взгляд все же имеет место.
Использование типовых уставов отложено на второе полугодие 2019 года (т.е. до утверждения новых форм).
На сегодняшний день ВСЕ 36 типовых уставов в той или иной степени не соответствуют действующему законодательству России (это на форуме уже неоднократно обсуждалось).
Будут ли типовые уставы востребованы в таком виде?
Да, будут.
Например, ООО с единственным участником, которых более 70 %, «расходным» ООО (проработал и бросил (ликвидировал)), «однодневкам» и др. Т.е. теми, для кого содержание устава значения не имеет.
Осталось только дождаться светлого будущего, которое с каждым месяцем всё отдаляется и отдаляется (как коммунизм).
Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны
За ними другие приходят
Они будут тоже трудны.
Самый суровый типовой устав это - отсутствие устава.«Суровые годы уходят Борьбы за свободу страны За ними другие приходят Они будут тоже трудны.»
А разве такая необходимость есть? Даже если и будут внесены изменения в формы ради одной строчки с проставлением галочки в будущем, это не отменяет возможность волеизъявления применения типового устава сейчас (после вступления в силу Приказа), путем подачи заявления в свободной форме вместе с остальным обязательным перечнем документов.Скорее всего сначала появится письмо ФНС с подобными разъяснениями, а позже в очередной раз появятся "рекомендованные" формы заявлений. Проходили уже этот бред. Если повторится, значит кому-то это понравилось...«Однако здесь следует отметить, что в настоящее время ни в форму Р11011, ни в форму Р14001 не внесены изменения в части возможности указания на то, что общество будет действовать на основании типового устава, поэтому реальная возможность перехода на типовые уставы, вероятно, появится у обществ только после внесения соответствующих изменений в формы Р11001 и Р14001.»
закон почитать не судьба?«А разве такая необходимость есть?»
Сегодня 24 июня 2019 года. Ну и как? Вступили в силу?«36 типовых уставов вступят в силу c 24 июня»
Подробнее: https://vip.1jur.ru/#/document/189/732342/aad19794-966a-4de5-83af-acdb165eca6b/?of=copy-64d0947bc7
Кстати ни на один из вопросов о противоречиях с действующим законодательством ответа сей автор не дал.Так, пронес что то несуразное типа:"Охватить все возможные варианты попросту невозможно, поэтому в итоге отобрали наиболее часто используемые в хозяйственной практике опции. " (аха, у нас что не общество то множественность ЕИО и каждый из них участник, а уж как все к нотариусу ломятся решения удостоверять... очередь на очереди...)" но самое страшное, нам грозят, что в будущем будут новые опции или новые уставы...Не понял ...«Подробнее: https://vip.1jur.ru/#/document/189/732342/aad19794-966a-4de5-83af-acdb165eca6b/?of=copy-64d0947bc7»
Я слышал, что бывают номинальные директора.«Выложил просто что бы все знали лично, кто ответственен за каждое слово в типовых высерах...»
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129 – ФЗ от 08.08.2001;
Приказ ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;