Добрый день, коллеги!
Режим повышенной готовности, введённый во многих регионах России в связи с пандемией, стал суровым испытанием на прочность для российского бизнеса. И хотя Правительство РФ приняло меры по поддержке бизнеса и работников, в итоге они оказались недостаточно эффективными. Это связано с тем, что их реализация, к сожалению, «буксует». Даже руководитель Минэкономразвития Максим Решетников после личной проверки был вынужден признать, что к середине апреля получить кредит под 0% для бизнеса было невозможно.
В свою очередь, работники столкнулись с проблемой получения кредитных каникул. 3 апреля 2020 года вступили в силу поправки к ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и отдельным законодательным актам Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа. В соответствии с этими изменениями, у граждан, чьи доходы за предшествующий месяц снизились по сравнению со среднемесячными доходами прошлого года на 30 и более процентов, появилась возможность подать документы в банковские организации для получения кредитных каникул. Однако на практике многие заявители не смогли ей воспользоваться: зачастую сотрудники банков просят кредитозаёмщиков обращаться через справочную службу по телефону, при этом на звонки в банке никто не отвечает. В итоге проблемы у этих граждан остались нерешёнными. Кредитозаёмщики оказались неспособны отвечать по свои обязательствам в рамках заключенных с банками кредитных договоров. Особенно остро этот вопрос стоит у тех, кто взял ипотечный кредит.
Чтобы устранить эту проблему, при сотрудничестве Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Центрального банка РФ было подготовлено решение по организации взаимодействия граждан и банков через портал Госуслуг. Это решение было отчасти основано на успешной практике получения детских пособий, документы для которых оформляются и подаются также через Госуслуги. В соответствии с сообщением Банка России от 21.05.2020 г., справку по форме 2-НДФЛ и выписку со счета в Пенсионном фонде России, которые требуются при подаче заявки на предоставление кредитных каникул, теперь можно сформировать и отправить в банк или другую финансовую организацию напрямую через личный кабинет на портале Госуслуг.
Для максимального упрощения взаимодействия граждан с банками на этот интернет-сервис добавлена информация об электронных адресах банков, на которые можно направлять документы для получения кредитных каникул. В сообщении Банка России также отмечено, что эти документы будут поступать в кредитные организации с электронной подписью ведомств. Кроме того, планируется дополнительно обеспечить возможность оформления заявки на предоставление кредитных каникул также непосредственно на портале Госуслуг. При этом банки и другие финансовые организации смогут в дальнейшем через этот же ресурс получать все нужные сведения о доходах гражданина из его профиля.
Предполагается, что новый способ подачи заявлений и документов для получения кредитных каникул поможет убрать какие-либо административные барьеры между банками и кредитозаёмщиками. Однако на примере «успехов» реализации мер по льготному кредитованию бизнеса в апреле видно, что любые важные и безотлагательные решения могут зачастую не иметь должного эффекта. На наш взгляд, без работающего механизма санкций в отношении банков, которые на деле предпочитают игнорировать постановления Правительства РФ и другие акты органов власти, не будет достигнуто значительного прогресса в решении проблем кредитозаёмщиков.