Посты
4
Лайки
30

Общие собрания акционеров: типы и расчет сроков проведения

  • 30 апреля 2021 в 16:23
  • 4.6К
  • 10
  • 0

    Добрый день, коллеги!

    Продолжая тему расчета сроков собраний (ранее опубликована заметка по правилам расчета сроков внеочередных общих собраний ООО), сегодня хочу осветить расчет сроков общих собраний акционеров (далее – Собрание / ОСА). Как и в первой заметке, информация будет изложена с использованием схем.

    Типы Собраний

    Для систематизации информации мною используется термин «Тип собрания», под которым понимается набор Процедур, сроков и оснований их проведения. Если один и тот же срок, например, срок для направления уведомления, отличается хотя бы на 1 день, то это означает выделение самостоятельного типа собрания.

    Применив обозначенный критерий, выделяем следующие типы Собраний:

    1. Внеочередное общее собрание участников (далее – Внеочередное собрание / ВОСА) (общий порядок);

    2. ВОСА, в повестке дня избрание совета директоров (далее – Совет / СД);

    3. ВОСА, в повестке дня реорганизация без образования СД;

    4. ВОСА, в повестке дня реорганизация с образование СД в создаваемом ЮЛ;

    5. ВОСА, в повестке дня избрание СД по п.2 ст.68 ФЗ об АО (ситуация, когда количество членов СД стало меньше кворума);

    6. ВОСА, в повестке дня избрание ЕИО по п.4 ст. 69 ФЗ об АО (ситуация, когда СД приостановил полномочия ЕИО);

    7. ВОСА, в повестке дня избрание ЕИО и СД по п. 6 и 7 ст. 69 ФЗ об АО (ситуация, когда СД не смог избрать или прекратить полномочия ЕИО);

    8. Годовое общее собрание акционеров (далее – Годовое собрание / ГОСА) (общий порядок);

    9. ГОСА, в повестке дня реорганизация ЮЛ (с образованием СД / без образования СД).

    Применение ст. 191 ГК РФ

    Рассчитываем сроки Собраний с учетом положений ст. 191 ГК РФ «Начало срока, определенного периодом времени». В заметке, посвящённой ОСУ ООО, уже приводил обоснование применимости ст. 191 ГК РФ к корпоративным отношениям:

    1. Применение к корпоративным отношениям ст. 191 ГК РФ основывается на абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ «Отношения, регулируемые гражданским законодательством»:

     

    Гражданское законодательство … регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения) …

    2. Суды указывают на применение ст. 191 ГК РФ к корпоративным отношениям:

    - постановление АС ЦО от 14.04.2016 N Ф10-880/2016;

    - постановление АС ПО от 21.01.2015 N Ф06-17959/2013.

    Ст. 191 ГК РФ:

    Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

    Разбор конкретных типов ОСА

    С начала разбора каждого типа Собраний будет представлена итоговая схема расчета сроков, после которой будут приведены анализ Процедур, сроков и оснований их проведения, применимых нормы и комментарии к ним. В случае, если процедура будет повторяться, то будет дана ссылка на произведённый разбор.

    1. ВОСА (общий порядок)

    1. Получение требования, принятие решения по нему и уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении

    1.1. Текст норм

    абз.1 п.6 ст. 55 ФЗ об АО (Срок №1):

    В течение пяти дней с даты предъявления требования ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, о созыве внеочередного общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) общества должно быть принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров либо об отказе в его созыве.

    п.7 ст. 55 ФЗ об АО (Срок №2):

    Решение совета директоров (наблюдательного совета) общества о созыве внеочередного общего собрания акционеров или мотивированное решение об отказе в его созыве направляется лицам, требующим его созыва, не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Если требование о проведении внеочередного общего собрания акционеров поступило в общество от лиц, которые не зарегистрированы в реестре акционеров общества и дали указание (инструкцию) лицу, осуществляющему учет их прав на акции, указанное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества направляется таким лицам не позднее трех дней со дня его принятия в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления информации и материалов лицам, осуществляющим права по ценным бумагам.

    1.2. Анализ сроков:

    Срок №1:

    - В течение 5 дней – срок.

    - Получение требования – событие, которым определено начало срока.

    Срок 2:

    - Не позднее 3 дней – срок.

    - День принятия решения СД – событие, которым определено начало срока.

    1.3. Комментарий:

    - Содержание требования тесно связано с вопросом расчета сроков собраний. Так, суды фактически различают требования и предложения о проведении Собраний:

    • требования содержат только те вопросы, которые не указаны в п.3 ст. 49 ФЗ об АО (в пункте приведен перечень вопросов, решения по которым принимаются только по предложению Совета)(Постановление АС СКО от 22.12.2020 N Ф08-10486/2020);
    • предложения содержат вопросы, которые указаны в п.3 ст. 49 ФЗ об АО.

    - Совет обязан рассмотреть и принять решения как по требованиям, так и по предложениям и уведомить акционеров о принятых решениях (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2007 N 1650/07, Постановление АС ВВО от 20.12.2016 N Ф01-5491/2016, Постановление АС ПО от 01.08.2018 N Ф06-35181/2018).

    - Отличие в том, что Совет может отказать включить вопросы, указанные в предложении, в повестку дня Собрания со ссылкой на несоответствие предложения акционера требованиям закона (Постановление АС ЗСО от 11.12.2020 N Ф04-4712/2020, Постановление АС СКО от 16.02.2021 N Ф08-12230/2020).

    - Дата представления требования – дата получения его обществом (п. 2.3., 2.5. Положение Банка России от 16.11.2018 N 660-П):

    • дата получения почтового отправления адресатом;
    • дата вручения почтового отправления адресату под расписку (заказное письмо);
    • дата вручения курьером;
    • дата вручения под роспись;
    • дата получения регистратором документа номинального держателя, зарегистрированного в реестре акционеров общества, содержащего сообщение акционера о его волеизъявлении;
    • дата, определенная уставом или внутренним документом общества.

    2. Определение даты проведения Собрания

    2.1. Текст нормы п. 2 ст. 55 ФЗ об АО:

    Внеочередное общее собрание акционеров, созываемое по требованию ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров.

    2.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 40 дней – срок.

    - Представление требования – событие, которым определено начало срока.

    2.3. Комментарий:

    - Указанный срок применяется только в случае получения требования, а не предложения.

    - Если полученное от акционера сообщение совмещает предложения о включении в повестку дня Собрания как вопросов, указанных в п.3 ст. 49 ФЗ об АО, так и других вопросов, то рассматриваемый срок применяется только вопросам, которые не указаны в п.3 ст.49 ФЗ об АО.

    - При созыве Собрания по вопросам, указанным в п. 3 ст. 49 ФЗ об АО, Совет не связан сроками ст. 55 ФЗ об АО.

    3. Определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании (далее – Список лиц)

    3.1. Текст нормы абз. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ об АО:

    Дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров общества, не может быть установлена [1] ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и [2] более чем за 25 дней до даты проведения общего собрания акционеров, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, - более чем за 55 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

    3.2. Анализ сроков, указанных в норме:

    Срок №1:

    - Не ранее чем через 10 дней – срок.

    - Дата принятия решения о проведении ОСА – событие, которым определено начало срока.

    Срок №2:

    - Не более чем за 25 дней – срок.

    - Дата проведения ОСА – событие, которым определено начало срока.

    3.3. Комментарий:
    - На схеме красными пунктирными линиями указаны границы периода, в пределах которого Совет определяет дату составления Списка лиц.
    - При принятии Советом решения о проведении Собрания в последний день срока, список лиц составляется не более чем за 24 дня до собрания. Это единственный пример наложения рассматриваемых сроков друг на друга. Причина, по которой законодатель решил это допустить, неясна.

    4. Направление уведомления о Собрании

    4.1. Текст нормы абз. 1 п.1 ст. 52 ФЗ об АО:

    Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 21 день, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

    4.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - Не позднее чем за 21 день – срок.

    - Проведение собрания – событие, которым определено начало срока.

    4.3. Комментарий:

    - Не учитывается последний день срока (он же первый по хронологи, день «19» на схеме), т.к. срок определён с помощью слов «не позднее», т.е. должно быть 21 и более дней между днем направления уведомлений и датой проведения Собрания.

    - Составление Списка лиц ограничено последним днём для направления уведомлений (день «18» на схеме), т.к. уведомления должны быть направлены акционерам, которые включены в Список лиц.

    - Исполнение обязанности по уведомлению не связано с получением акционерами соответствующих сообщений (Определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 3393/08).

    5. Предоставление информации и материалов

    5.1. Текст нормы абз. 3 п. 3 ст. 52 ФЗ об АО:

    Информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров, а если это предусмотрено уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, также на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.

    5.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 20 дней и во время проведения собрания – срок.

    - Проведение Собрания – событие, которым определено начало срока.

    5.3. Комментарий:

    - Срок сформулирован с помощью слов «в течение», следовательно, последний день (он же первый по хронологии, день «20» на схеме) включается в него, иными словами, между днём начала предоставления информации и датой проведения Собрания должно быть 19 и более дней дн. (19 дн. + день начала предоставления инф. = 20 дн.).

    - В ФЗ об АО четко определяет момент и лиц, которые приобретают право на получение информации. Правом обладают лица, имеющие право на участие в Собрании, т.е. лица, включенные в Список лиц. Соответственно, по решению Совета срок предоставление акционерам информации может быть увеличен только до даты составления Списка лиц.

    6. Предложение дополнительных вопросов в повестку дня ОСУ

    В отличие от ООО, где по общему правилу участники могут дополнять повестку дня созванного собрания, в АО такой возможности нет.

    6.1. Текст нормы п. 2 и 3 ст. 53 ФЗ об АО:

    1. Акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционерови выдвинуть кандидатов

    2. В случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, акционеры или акционер, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества.

    В случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос [1] об образовании единоличного исполнительного органа общества и (или) [2] о досрочном прекращении полномочий этого органа в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 69 настоящего Федерального закона, акционеры или акционер, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе предложить кандидата на должность единоличного исполнительного органа общества.

    7. Вручение бюллетеней и принятие участия в Собрании с помощью них

    7.1. Текст нормы абз.2 п.2 ст. 60 ФЗ об АО (Срок №1):

    При проведении общего собрания акционеров [1] в форме заочного голосования и проведении общего собрания акционеров [2] публичного общества или непубличного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций 50 и более, а также [3] иного общества, устав которого предусматривает обязательное направление или вручение бюллетеней до проведения общего собрания акционеров, бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под роспись каждому лицу, зарегистрированному в реестре акционеров общества и имеющему право на участие в общем собрании акционеров, не позднее чем за 20 дней до проведения общего собрания акционеров.

    Текст нормы абз. 2 - 4 п.1 ст. 58 ФЗ об АО (Срок №2):

    (абз.2) Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, в том числе на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также акционеры, бюллетени которых получены или электронная форма бюллетеней которых заполнена на указанном в таком сообщении сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров.

    Принявшими участие в общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены или электронная форма бюллетеней которых заполнена на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до даты окончания приема бюллетеней.

    (абз.4) Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются также акционеры, которые в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах дали лицам, осуществляющим учет их прав на акции, указания (инструкции) о голосовании, если сообщения об их волеизъявлении получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров или до даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.

    7.2. Анализ сроков, указанных в нормах:

    Срок №1:

    - Не позднее чем за 20 дней – срок.

    - Проведение Собрания – событие, которым определено начало срока.

    Срок №2 (только для очных Собраний):

    - Не позднее 2 дней – срок.

    - Проведение Собрания – событие, которым определено начало срока.

    7.3. Комментарий:

    - Не учитываются последние дни сроков (они же первые по хронологии, день «20» и «38» на схеме), т.к. сроки определены с помощью слов «не позднее».

    - Бюллетень должен быть получен обществом, при этом Положение №660-П не регулирует момент получения бюллетеней обществом, на мой взгляд, допустимо применить по аналогии правила о дате предъявления (представления) требования о проведении внеочередного Собрания (п.2.5. Положения №660-П).

    - ФЗ об АО четко определяет момент и лиц, которые приобретают право на получение бюллетеней. Правом обладают акционеры, зарегистрированные реестре акционеров общества и имеющие право на участие в Собрании, иными словами, бюллетени направляется лицам, включенным в Список лиц.

    - Срок для принятия участия в Собрании предусмотрен, только если оно проводится в очной форме с использованием бюллетеней.

    8. Составление протоколов и отчета

    8.1. Составление протоколов и отчета

    Составление протокола об итогах голосования

    Текст нормы п. 1 ст. 62 ФЗ об АО (Срок №1):

    Протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.

    Составление протокола Собрания

    Текст нормы п. 1 ст. 63 (Срок №2):

    Протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.

    Составление и направление отчета об итогах голосования

    Текст нормы п. 4 ст. 62 ФЗ об АО (Срок №3):

    Решения, принятые общим собранием акционеров, и итоги голосования могут оглашаться на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, а также должны доводиться до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в форме отчета об итогах голосования в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, не позднее четырех рабочих дней после даты закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.

    8.2. Анализ сроков, указанных в нормах:

    Составление протокола об итогах голосования (Срок №1):

    - Не позднее 3 рабочих дней – срок.

    - Закрытие Собрания – событие, которым определено начало срока.

    Составление протокола Собрания (Срок №2):

    - Не позднее 3 рабочих дней – срок.

    - Закрытие Собрания – событие, которым определено начало срока.

    Составление и направление отчета об итогах голосования (Срок №3):

    - Не позднее 4 рабочих дней – срок.

    - Закрытие Собрания – событие, которым определено начало срока.

    8.3. Комментарий:

    - Указанные сроки рассчитаны с помощью рабочих дней. С учётом событий 2020 года будет актуально напомнить позицию ВС РФ о том, что нерабочие дни, объявленные Президентом, не считаются нерабочими днями по ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 ТК РФ (п. 2 Обзора №1, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.04.2020);

    - Закон не говорит, на основе какого протокола составляется отчет об итогах голосования, но из требований к содержанию протоколов и отчета следует, что отчет составляется только после составления обоих протоколов (п. 4.33, 4.35, 4.37 Положения №660-П):

    • информация о председательствующем и секретаре собрания указывается как в протоколе собрания, так и в отчете, но не указывается в протоколе об итогах голосования (аналогичное регулирование в отношении времени регистрации и открытия/закрытия Собрания);
    • информация об именах членов счетной комиссии (наименовании регистратора) отражается в протоколе об итогах голосования и в отчете, но не в протоколе Собрания.

     

     

    2. ВОСА, в повестке дня избрание Совета

    1. Получение требования, принятие решения по нему и уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении

    См. ВОСА (Общий порядок).

    2. Определение даты проведения Собрания

    2.1. Текст нормы абз.2 п. 2 ст. 55 ФЗ об АО:

    Если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 75 дней с даты представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества. В этом случае совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан определить дату, до которой будут приниматься предложения акционеров о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества.

    2.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 75 дней – срок.

    - Представление требования – событие, которым определено начало срока.

    2.3. Комментарий:

    - Срок может быть сокращён уставом, при этом ФЗ об АО не конкретизирует в каких именно обществах, следовательно, в уставе ПАО также можно сократить рассматриваемый срок.

    3. Определение даты составления Списка лиц

    3.1. Текст нормы абз. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ об АО:

    Дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров общества, не может быть установлена [1] ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 25 дней до даты проведения общего собрания акционеров, [2] а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, - более чем за 55 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

    Текст нормы абз. 1 п. 2 ст. 53 ФЗ об АО:

    В случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, акционеры или акционер, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества.

    3.2. Анализ сроков, указанных в норме:

    Срок №1:

    - Не ранее чем через 10 дней – срок.

    - Дата принятия решения о проведении ОСА – событие, которым определено начало срока.

    Срок №2:

    - Не более чем за 55 дней – срок.

    - Дата проведения ОСА – событие, которым определено начало срока.

    3.3. Комментарий:

    См. ВОСА (Общий порядок).

    4. Направление уведомления о Собрании

    4.1. Текст нормы абз. 2 п.1 ст. 52 ФЗ об АО:

    В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения.

    4.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - Не позднее чем за 50 дней – срок.

    - Проведение Собрания – событие, которым определено начало срока.

    4.3. Комментарий:

    - См. ВОСА (Общий порядок).

    5. Предоставление информации и материалов

    См. ВОСА (Общий порядок).

    6. Предложение кандидатов для избрания в СД, принятие решения СД по предложениям и уведомление об отказе во включении кандидатов

    6.1. Текст норм

    Поступление предложения в АО

    Текст нормы абз. 1 и 3 п. 2 ст. 53 ФЗ об АО (Срок №1):

    (абз.1) В случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, акционеры или акционер, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества.

    (абз.3) Предложения, указанные в настоящем пункте, должны поступить в общество не менее чем за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров, если уставом общества не установлен более поздний срок.

    Принятие решения СД по предложениям

    Текст нормы абз.1 п. 5 ст. 53 ФЗ об АО (Срок №2):

    Совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее пяти дней после окончания сроков, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

    Уведомление СД об отказе во включении кандидатов

    Текст нормы п. 6 ст. 53 ФЗ об АО (Срок №3):

    Мотивированное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе во включении предложенного вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества направляется акционерам (акционеру), внесшим вопрос или выдвинувшим кандидата, не позднее трех дней с даты его принятия. Если данные предложения поступили в общество от лиц, которые не зарегистрированы в реестре акционеров общества и дали указание (инструкцию) лицу, осуществляющему учет их прав на акции, указанное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества направляется таким лицам не позднее трех дней с даты его принятия в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления информации и материалов лицам, осуществляющим права по ценным бумагам.

    6.2. Анализ сроков:

    Поступление предложения в АО (Срок №1):

    - Не менее чем за 30 дней – срок.

    - Проведение Собрания – событие, которым определено начало срока.

    Принятие решения СД по предложениям (Срок №2):

    - Не позднее 5 дней – срок.

    - Окончание срока для направления предложения – событие, которым определено начало срока.

    Уведомление СД об отказе во включении кандидатов (Срок №):

    - Не позднее 3 дней – срок.

    - Принятие решения об отказе во включении кандидатов в список кандидатур – событие, которым определено начало срока.

    6.3. Комментарий:

    - Предложения должны поступить в общество, а не быть направлены. Правила определения даты поступления предложения зафиксированы в п. 2.5. Положения 660-П (пункт фиксирует момент вручения предложения).

    - Общество обязано уведомить акционеров только об отказе Совета включить кандидата в список кандидатур.

    - Из абз.1 ст. п.2 ст. 53 ФЗ об АО следует, что право акционера направить кандидатов возникает с момента принятия Советом решения о созыве Собрания, если в повестку дня включен вопрос об избрании членов Совета. Также общество обязано раскрыть в форме сообщения о существенном факте информацию о созыве Собрания, которая содержит повестку дня созванного Собрания (п. 14.2 Положение № 454-П). Следовательно, возможна ситуация, когда акционер узнает о созыве Собрания задолго до получения уведомления.

    Из сказанного следуют интересные выводы. Например, возможна ситуация, когда предложения по кандидатам поступили до решения о созыве Собрания и из содержания предложения не следует, что они направлены для включения кандидатов для избрания на ГОСА. В этом случае руководствуемся формальной логикой:

    • право на предложение кандидатов возникает только после созыва Собрания с повесткой, содержащий вопрос об избрании членов Совета;
    • без созыва Собрания акционеры предлагают кандидатов только для ГОСА;
    • следовательно, предложения, которые поступили в АО до созыва Внеочередного собрания, относятся к Годовому собранию, а после созыва Внеочередного собрания – к нему (если получены после даты созыва Собрания).

    Однако остаётся пространство для злоупотребления, например: направить предложения до созыва Собрания, и если Совет их не рассмотрит, пойти оспаривать решение Собрания.

    - Уточнять у акционера, что он хотел в действительности, не является надёжным способом решения проблемы, т.к. Совет обязан рассмотреть и принять решение по каждому предложению, исходя из его содержания.

    7. Вручение бюллетеней и принятие участия в собрании с помощью них

    См. ВОСА (Общий порядок).

    7.4. Комментарий:

    - Срок вручения бюллетеней объективно ограничен принятием Советом решения по предложениям, т.к. в противном случае акционерам будут предоставлены некорректные бюллетени. Совету при принятии решения по предложениям также целесообразно утвердить форму бюллетеня

    8. Составление протоколов и отчета

    См. ВОСА (Общий порядок).

     

     

    3. ВОСА, в повестке дня реорганизация без образования СД

    1. Получение требования, принятие решения по нему и уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении

    См. ВОСА (Общий порядок).

    2. Определение даты проведения Собрания

    2.1. Комментарий:

    - ФЗ об АО не устанавливает сроки для созыва Собрания, в повестку дня которого включен вопрос о реорганизации общества (см. комментарии к п.1 и 2 ВОСА (Общий порядок)).

    - Нормы п. 2 ст. 55 ФЗ об АО регулируют случаи, когда Собрание созывается по требованию. Вопрос же реорганизации (пп.2 п.1 ст.48 ФЗ об АО) выносится на рассмотрение Собрания только по предложению Совета (п.3 ст. 49 ФЗ об АО).

    - Пункт 3 ст. 55 ФЗ об АО регулирует сроки проведения Собраний, которые Совет обязан созвать. Следовательно, даже получив предложение акционера и согласившись с ним, Совет не связан сроками, указанными в ст. 55 ФЗ об АО.

    Текст нормы п.2 и 3 ст. 55 ФЗ об АО:

    2. Внеочередное общее собрание акционеров, созываемое по требованию ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров.

    Если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 75 дней с даты представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества. В этом случае совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан определить дату, до которой будут

    3. В случаях, когда в соответствии со статьями 68 - 70 настоящего Федерального закона совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

    В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если более ранний срок не предусмотрен уставом общества

    - Кроме всего прочего, вынесении на рассмотрение Собрания вопроса о реорганизации, порождает обязанность общества предоставить акционерам следующие материалы (п. 3.5. и 3.6. Положения №660-П, абз. 2 п.1 ст.75 ФЗ об АО):

    • проекты: решения о разделении / выделении / преобразовании или договора о слиянии / присоединении;
    • обоснование условий и порядка реорганизации;
    • проект передаточного акта (при выделении / разделении);
    • ГО и Гб(ф)о организаций, участвующих в реорганизации (за 3 года);
    • промежуточную б(ф)о организаций, участвующих в реорганизации;
    • отчет оценщика о рыночной стоимости акций;
    • расчет стоимости чистых активов;
    • протокол заседания (выписка) Совета, на котором принято решение об определении цены выкупа акций, с указанием цены выкупа.

    Их подготовка может занять много времени.

    3. Определение даты составления Списка лиц

    3.1. Текст нормы абз. 2 и 3 п. 1 ст. 51 ФЗ об АО:

    Дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров общества, не может быть установлена [1] ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 25 дней до даты проведения общего собрания акционеров, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, - более чем за 55 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

     В случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в таком собрании, не может быть установлена [2] более чем за 35 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

    3.2. Анализ сроков, указанных в норме:

    Срок №1:

    - Не ранее чем через 10 дней – срок.

    - Дата принятия решения о проведении ОСА – событие, которым определено начало срока.

    Срок №2:

    - Не более чем за 35 дней – срок.

    - Дата проведения ОСА – событие, которым определено начало срока.

    3.3. Комментарий:

    - См. ВОСА (Общий порядок).

    4. Направление уведомления о Собрании

    4.1. Текст нормы абз. 2 п.1 ст. 52 ФЗ об АО:

    Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 21 день, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

    4.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - Не позднее чем за 30 дней – срок.

    - Проведение Собрания – событие, которым определено начало срока (фактически идёт счет назад).

    4.3. Комментарий:

    - См. ВОСА (Общий порядок).

    5. Предоставление информации и материалов

    5.1. Текст нормы абз. 3 п. 3 ст. 52 ФЗ об АО:

    Информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров, а если это предусмотрено уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, также на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.

    5.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 30 дней и во время проведения Собрания – срок.

    - Проведение Собрания – событие, которым определено начало срока.

    5.4. Комментарий:

    - См. ВОСА (Общий порядок).

    6. Предложение дополнительных вопросов в повестку дня Собрания

    7. Вручение бюллетеней и принятие участия в Собрании с помощью них

    8. Составление протоколов и отчета

    См. ВОСА (Общий порядок).

     

     

    4. ВОСА, в повестке дня реорганизация с образованием СД в создаваемом ЮЛ

    Данный тип Собрания комбинирует сроки первого типа собрания (ВОСА (общий порядок)), второго типа собрания (ВОСА, в повестке дня избрание Совета) и третьего типа собрания (ВОСА, в повестке дня реорганизация без образования Совета в создаваемом ЮЛ).

    От собрания первого типа достались сроки:

    • Вручения бюллетеней и принятия участия в Собрании с помощью них;
    • Составления протоколов и отчета.

    От собрания второго типа достались сроки:

    • Определения даты составления списка лиц;
    • Уведомления о Собрании;
    • Принятия решения Советом по предложениям и уведомления об отказе во включении кандидатов.

    От собрания третьего типа достались сроки:

    • Предоставления информации и материалов.

    1. Предложение кандидатов

    1.1 Текст нормы абз. 3 п. 8 ст. 53 ФЗ об АО:

    Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества.

    1.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - Не позднее 45 дней – срок.

    - День проведения Собрания – событие, которым определено начало срока.

     

     

    5. ВОСА, в повестке дня избрание СД по п.2 ст.68 ФЗ об АО (ситуация, когда количество членов СД стало меньше кворума)


    1. Получение требования, принятие решения по нему и уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении

    Не применимо.

    2. Определение даты проведения Собрания

    2.1. Текст нормы абз. 2 п. 3 ст. 55 ФЗ об АО:

    В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если более ранний срок не предусмотрен уставом общества.

    Текст нормы п.2 ст. 68 ФЗ об АО:

    Кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. В случае, когда количество членов совета директоров (наблюдательного совета) общества становится менее количества, составляющего указанный кворум, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Оставшиеся члены совета директоров (наблюдательного совета) общества вправе принимать решение только о созыве такого внеочередного общего собрания акционеров.

    2.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 70 дней – срок.

    - Принятие решения о проведении Собрания – событие, которым определено начало срока.

    2.3. Комментарий

    - Это единственный срок, который отличается от в данном типе Собрания.

    3. Определение даты составления Списка лиц

    4. Направление уведомления о Собрании

    5. Предоставление информации и материалов

    6. Предложение кандидатов для избрания в СД, принятие решения СД по предложениям и уведомление об отказе во включении кандидатов

    7. Вручение бюллетеней и принятие участия в Собрании с помощью них

    8. Составление протоколов и отчета

    См. ВОСА, в повестке дня избрание совета директоров.

     

     

    6. ВОСА, в повестке дня избрание ЕИО по п.4 ст. 69 ФЗ об АО (ситуация, когда СД приостановил полномочия ЕИО)

    Пункт 4 ст. 69 ФЗ об АО регулирует две ситуации.

    Ситуация №1. Преодоление корпоративного конфликта (абз. 3 п. 4 ст. 69 ФЗ об АО)

    В этой ситуации рассматриваемый тип собрания - часть механизма преодоления корпоративного конфликта. Условия для использования механизма:

    1. Образование единоличного исполнительного органа (далее – ЕИО / Директор) – компетенция Собрания;
    2. В уставе общества закреплено право Совета приостановить полномочия ЕИО / управляющего (управляющей организации) (далее – управляющий (УО)).

    С принятием решения о приостановке полномочий Директора Совет также обязан принять решения:

    1. Об образовании временного ЕИО;
    2. О проведении Собрания для решения вопросов:
    • о досрочном прекращении полномочий ЕИО/ управляющего (УО);
    • об образовании нового ЕИО / о передаче полномочий ЕИО управляющему (УО).

    Ситуация №2. Недееспособность ЕИО (абз. 4 п. 4 ст. 69 ФЗ об АО)

    Здесь условиями являются:

    1. Образование ЕИО – компетенция Собрания;
    2. ЕИО не может исполнять свои обязанности.

    Здесь возникает проблема с типизацией собрания, которое проводится по абз.4 ст. 69 ФЗ об АО, которая заключается в том, что закон наделяет Совет правом образовать временного ЕИО и созвать Собрание, но не обязанностью. Считаю, что проблема методологическая, и абз. 4 п. 4 ст. 69 ФЗ об АО надо читать аналогично абз. 3: Совет обязан созвать Собрание, если он избирает временного ЕИО.

    Также ВАС в Определении от 20.10.2010 N ВАС-14059/10 сузил возможное толкование нормы, указав

    принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества в случае, если директор не может исполнять свои обязанности, наблюдательный совет вправе в силу закона, независимо от того, имеется ли на этот счет ссылка в уставе общества или нет. При этом п. 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах имеет в виду случаи, когда причины, препятствующие исполнению соответствующим лицом обязанностей единоличного исполнительного органа, носят неустранимый характер (смерть, тяжелая длительная болезнь, ликвидация юридического лица, выполняющего функции управляющей организации и т.п.).

    1. Получение требования, принятие решения по нему и уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении

    Не применимо.

    2. Определение даты проведения Собрания

    2.1. Текст нормы абз. 1 п. 3 ст. 55 ФЗ об АО:

    В случаях, когда в соответствии со статьями 68 - 70 настоящего Федерального закона совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

    2.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 40 дней – срок.

    - Принятие решения о проведении Собрания – событие, которым определено начало срока.

    3. Определение даты составления Списка лиц

    4. Направление уведомления о Собрании

    5. Предоставление информации и материалов

    См. ВОСА (Общий порядок).

    6. Предложение кандидатов для избрания в качестве ЕИО

    Не применимо.

    Комментарий:

    - Абз. 2 п.2 ст. 53 ФЗ об АО предоставляет право акционерам направлять своих кандидатов, только при созыве Собрания по п.6 и 7 ст. 69 ФЗ об АО, а не по п.4 ст. 69 ФЗ об АО. Также п.8 и 9 ст. 69 ФЗ об АО регулируют только Собрания, созываемые по п.6 и 7 ст. 69 ФЗ об АО.

    7. Вручение бюллетеней и принятие участия в Собрании с помощью них

    8. Составление протоколов и отчета

    См. ВОСА (Общий порядок).

     

     

    7. ВОСА, в повестке дня –избрание ЕИО и СД по п. 6 и 7 ст. 69 ФЗ об АО (ситуация, когда СД не смог избрать или прекратить полномочия ЕИО)

    Данный тип Собрания охватывает две ситуации:

    Ситуация №1

    1. Образование ЕИО – компетенция СД;

    2.1. Кворум для проведения заседания Совета составляет более 50% и (или);

    2.2. Решение принимается большим числом голосов, чем простое большинство;

    3. Решение об образовании ЕИО не принято:

    1. на двух проведённых подряд заседаниях Совета или
    2. в течение двух месяцев с даты:
    • прекращения полномочий ЕИО или
    • истечения срока полномочий ранее образованного ЕИО.

    Ситуация №2

    1. Прекращение полномочий ЕИО – компетенция СД;

    2.1. Кворум для проведения заседания Совета составляет более 50% и (или);

    2.2. Решение принимается большим числом голосов, чем простое большинство;

    3. Решение о досрочном прекращении полномочий ЕИО не принято на двух проведённых подряд заседаниях Совета.

    По общему правилу:

    • кворум для проведения заседания Совета не должен быть менее 50% (п.2 ст. ст. 68 ФЗ об АО), т.е. по умолчанию кворум приравнивается к 50 %;
    • решения принимаются большинством голосов директоров, принимающих участие в заседании, т.е. решение принимается по правилу 50% +1, оно же простое большинство (п.3 ст. 68 ФЗ об АО).

    Таким образом, п. 6 и 7 ст.69 ФЗ об АО применяются, если в уставе общества закреплены более строгие правила определения кворума и принятия решения Советом по вопросу об избрании или прекращении полномочий Директора.

    Далее сроки рассчитаны на примере п. 6 ст. 69 ФЗ об АО, т.к. п. 7 повторяет все сроки и процедуры.

    1. Информирование о непринятии решения Советом

    Закон устанавливает разные способы информирования акционеров о непринятии решения Советом в зависимости от того, раскрывает ли общество информацию или нет.

    Способ 1. Общество раскрывает информацию

    1.1. Текст нормы абз. 1 п. 6 ст. 69 ФЗ об АО (норма отредактирована в целях повышения читаемости):

    В случае, если … решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров общества …, общества, осуществляющие раскрытие информации …, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения …, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном … для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

    Текст нормы п. 16.5 Положения № 454-П:

    Моментом наступления существенного факта о непринятии советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами, является дата, в которую соответствующее не принятое советом директоров (наблюдательным советом) решение подлежало принятию в соответствии с федеральными законами, а если такое решение подлежало принятию в течение определенного в соответствии с федеральными законами срока - дата окончания этого срока.

    Текст нормы п. 13.1 Положения № 454-П:

    Раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта:

    - в ленте новостей - не позднее одного дня;

    - на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.

    1.2. Анализ сроков, указанных в нормах:

    - Не позднее 1 дня – срок (лента новостей).

    - Не позднее 2 дней – срок (страница в интернете).

    - Наступление существенного факта – событие, которым определено начало срока.

    Способ 2. Общество не раскрывает информацию

    1.1. Текст нормы абз. 1 п. 6 ст. 69 ФЗ об АО (норма отредактирована в целях повышения читаемости):

    В случае, если … решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров общества …, общества, осуществляющие раскрытие информации …, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения …, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном … для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и на котором такой орган не был образован, а если второе заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества.

    1.2. Анализ срока, указанного в норме:

    Ситуация № 1 (проведено два заседания):

    - Не позднее 15 дней – срок.

    - Дата проведения второго заседания – событие, которым определено начало срока.

    Ситуация №2 (проведено только 1 заседание):

    - Не позднее 15 дней – срок.

    - Истечение 2 месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного ЕИО – событие, которым определено начало срока.

    2. Определение даты составления Списка лиц, которым направляются уведомления о непринятии Советом решения

    2.1. Текст нормы абз. 1 п. 6 ст. 69 ФЗ об АО (норма отредактирована в целях повышения читаемости):

    Список акционеров общества, которым направляется указанное уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение об образовании единоличного исполнительного органа общества, или в случае, если соответствующее заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества.

    2.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - Дата проведения второго заседания – дата составления списка.

    - Истечение 2 месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного ЕИО – дата составления списка.

    2.2. Комментарий:

    - Применяется только в случае, если общество не обязано раскрывать информацию.

    3. Направление требования акционерами

    3.1. Текст нормы абз. 3 п. 6 ст. 69 ФЗ об АО:

    Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

    3.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 20 дней – срок.

    - Момент возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации – событие, которым определено начало срока

    3.3. Комментарий:

    - Абзац содержит правило, которое с содержанием пункт 6 ст. 69 ФЗ об АО вызывает вопросы: из п. 6 следует, что им могут воспользоваться только те общества, которые раскрывают информацию. Пункт не регулирует срок направления требования, когда общество не обязано раскрывать информацию, а без получения требования процедура прекращается, т.к. с получением требования закон связывает возникновение обязанности Совета созвать Собрание (абз. 4 п.6 ст. 69 ФЗ об АО).

    Причина такого решения неясна, но это не ошибка, т.к. дальнейшие мероприятия отрегулированы только с учётом обществ, раскрывающих информацию. Даже применение аналогии не помогает.

    Возможно, мыслимо следующее обоснование: раз общества не обязаны раскрывать информацию, то они являются непубличными (ст. 30.1. ФЗ о рынке ценных бумаг), следовательно, участники закрытой корпорации сами принимают решение о том, какие решения и в какие сроки принять. Единственное что им необходимо – информация.

    - Норма говорит о том, что акционеры вправе предъявить требование, применяя по аналогии правила п. 2.5. Положения 660-П приходим к выводу, что в течение 20 дней требование должно быть получено обществом.

    - Если в ситуации с обществами, раскрывающими информацию, у акционеров для предъявления требования есть 20 дней, то в ситуации с уведомлением возникает проблема сроков, т.к. в течение 15 дней общество обязано только уведомить, иными словами, направить уведомление, а не обеспечить его получение акционерами. Это показывает, что аналогия не работает и норма п.6 применяется только к обществам, раскрывающим информацию.

    4. Принятие решения по требованию и уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении

    4.1. Текст норм

    Принятие решения по требованию

    Текст нормы абз. 4 п. 6 ст. 69 ФЗ об АО (норма отредактирована в целях повышения читаемости):

    В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве ВОСА, СД обязан принять решение об образовании временного ЕИО, а также о созыве ВОСА в соответствии со ст. 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.

    Уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении

    Текст нормы п.7 ст. 55 ФЗ об АО:

    Решение совета директоров (наблюдательного совета) общества о созыве внеочередного общего собрания акционеров или мотивированное решение об отказе в его созыве направляется лицам, требующим его созыва, не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Если требование о проведении внеочередного общего собрания акционеров поступило в общество от лиц, которые не зарегистрированы в реестре акционеров общества и дали указание (инструкцию) лицу, осуществляющему учет их прав на акции, указанное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества направляется таким лицам не позднее трех дней со дня его принятия в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления информации и материалов лицам, осуществляющим права по ценным бумагам.

    4.2. Анализ сроков

    Принятие решения по требованию:

    - В течение 5 дней – срок.

    - Истечение срока для предъявления требования – событие, которым определено начало срока.

    Уведомление лиц, направивших требование, о принятом решении:

    - Не позднее 3 дней – срок.

    - День принятия решения СД – событие, которым определено начало срока.

    4.3. Комментарий:

    - Это правило ещё раз показывает, что механизм рассчитан только на случаи, когда общества обязаны раскрывать информацию, потому что довольно трудно представить, что за 5 дней уведомление дойдёт до акционеров, которые, в свою очередь, успеют направить требование в ответ на уведомление, которое ещё и успеет дойти до общества.

    5. Определение даты проведения Собрания

    2.1. Текст нормы абз. 2 п. 3 ст. 55 ФЗ об АО:

    В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если более ранний срок не предусмотрен уставом общества.

    Текст нормы абз.4 п.8 ст. 69 ФЗ об АО:

    Если вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, выносится на решение общего собрания акционеров, в повестку дня такого общего собрания акционеров должен быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества.

    5.2. Анализ срока, указанного в норме:

    - В течение 70 дней – срок.

    - Принятие решения о проведении Собрания – событие, которым определено начало срока.

    5.3. Комментарий:

    - С этого срока все следующие процедуры и их сроки соответствуют срокам пятого типа Собраний (ВОСА, в повестке дня избрание СД по п.2 ст.68 ФЗ об АО (ситуация, когда количество членов СД стало меньше кворума)).

    6. Определение даты составления Списка лиц

    7. Направление уведомления о Собрании

    8. Предоставление информации и материалов

    9. Предложение кандидатов для избрания в СД, принятие решения СД по предложениям и уведомление об отказе во включении кандидатов

    10. Вручение бюллетеней и принятие участия в собрании с помощью них

    11. Составление протоколов и отчета

    См. ВОСА, в повестке дня избрание Совета директоров (ситуация, когда количество членов СД стало меньше кворума)

     

     

    8. Годовое общее собрание акционеров (общий порядок)

    1. Направление предложений акционерами, принятие решения СД по предложениям и уведомление СД

    1.1. Нормы

    Поступление предложения в АО (Срок №1):

    Текст нормы п. 1 ст. 53 ФЗ об АО:

    Акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом общества не установлен более поздний срок.

    Текст нормы п. 1 ст. 15 ФЗ О бухгалтерском учете:

    Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

    Принятие решения СД по предложениям (Срок №2):

    Текст нормы абз.1 п. 5 ст. 53 ФЗ об АО:

    Совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее пяти дней после окончания сроков, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

    Уведомление об отказе во включении вопросов / кандидатов (Срок №3):

    Текст нормы п. 6 ст. 53 ФЗ об АО:

    Мотивированное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе во включении предложенного вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества направляется акционерам (акционеру), внесшим вопрос или выдвинувшим кандидата, не позднее трех дней с даты его принятия. Если данные предложения поступили в общество от лиц, которые не зарегистрированы в реестре акционеров общества и дали указание (инструкцию) лицу, осуществляющему учет их прав на акции, указанное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества направляется таким лицам не позднее трех дней с даты его принятия в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления информации и материалов лицам, осуществляющим права по ценным бумагам.

    1.2. Анализ сроков

    Поступление предложения в АО (Срок №1):

    - Не позднее чем через 30 дней – срок.

    - Окончания отчетного года – событие, которым определено начало срока.

    Принятие решения СД по предложениям (Срок №2):

    - Не позднее 5 дней – срок.

    - Окончание срока для направления предложений – событие, которым определено начало срока.

    Уведомление об отказе во включении вопросов / кандидатов (Срок №3):

    - Не позднее 3 дней – срок.

    - Принятие решения об отказе во включении вопросов / кандидатов – событие, которым определено начало срока.

    1.3. Комментарий:

    - Предложения должны поступить в АО, а не быть направлены (Постановление АС СКО от 28.11.2018 N Ф08-8706/2018).

    - Правила определения даты поступления предложения зафиксированы в п. 2.5. Положения 660-П (пункт фиксирует момент вручения предложения).

    - Общество обязано уведомить акционеров только об отказе Совета во включении предложенного вопроса в повестку дня собрания или кандидата в список кандидатур для голосования.

    - Право акционеров выдвинуть кандидатов и внести вопросы в повестку дня Годового собрания возникает в момент окончания прошлого периода для внесения и выдвижения. Например, с 31 января 2021 года акционеры вправе выдвигать кандидатов и вносить вопросы в повестку дня Годового собрания за 2021 год, которое будет проводиться в 2022 году.

    - Если Совет примет предложения, поступившие с опозданием, то решение Собрания может быть признано недействительным (Определение ВАС РФ от 17.05.2007 N 5154/07).

    - Вместе с тем мыслима ситуация, когда акционер направил предложения до окончания периода времени для направления предложений, но они поступили в общество после его окончания. В этом случае, на мой взгляд, решение будет зависеть от текста направленного сообщения. Если в сообщении содержатся уточнения в отношении Собрания, позволяющие определить, что предложения вносятся на Годовое собрание, то Совет обязан будет отказать во включении указанных предложений.

    - Также интересен вопрос, когда Совет обязан принять решение о созыве, т.к. п. 5 ст. 53 ФЗ об АО говорит только об обязанности рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня или об отказе во включении.

    2. Определение даты проведения ОСА

    2.1. Текст нормы абз.3 п. 1 ст. 47 ФЗ об АО:

    Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но [1] не ранее чем через два месяца и [2] не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии общества, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, утверждении аудитора общества, вопросы, предусмотренные подпунктами 11 и 11.1 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также могут решаться иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров. Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными.

    2.2. Анализ сроков:

    - Не ранее чем через два месяца – срок.

    - Не позднее чем через шесть месяцев – срок.

    - Окончания отчетного года – событие, которым определено начало срока.

    2.3. Комментарий:

    - Пункт 5 ст. 18 ФЗ «О бухгалтерском учете» закрепляет, что обязательный экземпляр отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Назначать дату Собрания до даты составления отчетности нецелесообразно, т.к. это может привести к нарушению прав акционеров на получение информации.

    3. Определение даты составления Списка лиц

    3.1. Текст нормы абз. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ об АО:

    Дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров общества, не может быть установлена [1] ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и [2] более чем за 25 дней до даты проведения общего собрания акционеров, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, - более чем за 55 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

    3.2. Анализ сроков, указанных в норме:

    Срок №1:

    - Не ранее чем через 10 дней – срок.

    - Дата принятия решения о проведении Собрания – событие, которым определено начало срока.

    Срок №2:

    - Не более чем за 25 дней – срок.

    - Дата проведения Собрания – событие, которым определено начало срока.

    3.3. Комментарий:

    - Для расчета первого срока (не ранее чем через 10 дней) в качестве отправной точки взято самое раннее время, когда Совет может принять решение о созыве Собрания.

    - Срок, указанный во второй части абзаца 2 п. 1 ст. 51 ФЗ об АО (не более чем за 55 дней) не применяется, т.к. он установлен для Внеочередных собраний (п.2 ст. 53 ФЗ об АО), кроме ситуации, когда в повестку дня включен вопрос о реорганизации общества (п.8 ст.53 ФЗ об АО), т.к. закон в этом случае не конкретизирует, что понимается под общим собранием (аналогично в отношении сроков уведомления акционеров).

    4. Направление уведомления о Собрании

    5. Предоставление информации и материалов

    6. Вручение бюллетеней и принятие участия в собрании с помощью них

    7. Составление протоколов и отчета

    См. ВОСА (Общий порядок).

     

     

    9. ГОСА, в повестке дня реорганизация ЮЛ

    Итоговая схема. ГОСА (реорганизация без СД):

     

    Итоговая схема. ГОСА (реорганизация с СД):

    Сроки указанного типа собрания в целом повторяют восьмой тип (ГОСА (общий порядок)), за исключением сроков:

    1. Предоставления информации акционерам, абз. 3 п.3 ст. 52 ФЗ об АО:

    Информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров, а если это предусмотрено уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, также на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.

    2. Направления уведомления, п. 1 ст.52 ФЗ об АО:

    Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 21 день, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

    В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения.

    П. 8 ст.52 ФЗ об АО:

    В случае, если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, выделения или разделения, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого общества, его коллегиальный исполнительный орган и, если в соответствии с уставом создаваемого общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, кандидатов в ревизионную комиссию, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, указываемый в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с проектом устава создаваемого общества, а также выдвинуть кандидата на должность единоличного исполнительного органа создаваемого общества.

    3. Составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, абз. 2 и 3 ст. 51 ФЗ об АО:

    Дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров общества, не может быть установлена ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 25 дней до даты проведения общего собрания акционеров, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, - более чем за 55 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

    В случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в таком собрании, не может быть установлена более чем за 35 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

    Комментарий:

    - Выделяется два типа ГОСА, включающие вопрос о реорганизации общества: с образованием СД и без образования СД.

    - При включении в повестку дня Годового собрания вопроса о реорганизации возникает интересное противоречие норм п. 1 и абз. 3 п. 8 ст. 53 ФЗ об АО. В соответствии с п. 1 ст. 53 ФЗ об АО кандидаты должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, с другой стороны, абз. 3 п. 8 ст. 53 ФЗ об АО закрепляет, что кандидаты должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до дня проведения собрания. Считаю, что применяться должны обе нормы, т.к. они регулируют разные ситуации: п.1 ст. 53 ФЗ об АО регулирует направление кандидатов для избрания в Совет действующего общества, а абз. 3 п. 8 ст. 53 ФЗ об АО – направление кандидатов для избрания в Совет создаваемого общества.

     

     

    Заключение

    Целью замети было представить Типы собраний и показать порядок расчёта сроков их проведения. Надеюсь, что заметка будет полезна корпоративным юристам. Вместе с тем, при подготовке материала возникли вопросы, которые хотел бы вынести на обсуждение:

    1. Как вы относитесь к тезису, что собрания по вопросам, указанным в п. 3 ст. 49 ФЗ об АО (вопросы выносимые на рассмотрение собрания только по предложению Совета), не связаны сроками, указанными в ст. 55 ФЗ об АО;
    2. Почему законодатель допустил возможность пересечения сроков, используемых при определении даты составления Списка лиц (См. ВОСА (общий порядок);
    3. Почему момент возникновения права на предложение кандидатов в члены СД не привязан к дате составления Списка лиц (См. ВОСА, в повестке дня избрание Совета);
    4. Можно ли утверждать, что Совет при созыве Собрания по п.2 ст. 68 ФЗ об АО (ситуация, когда членов СД стало меньше кворума) обладает правом рассматривать и принимать решения по предложенным кандидатам, а также вправе предлагать своих кандидатов (абз. 2 п. 7 ст. 53 ФЗ об АО);
    5. Чем мотивировано ограничение обществ, которые могут воспользоваться правилами п. 6 и 7 ст. 69 ФЗ об АО (ВОСА, в повестке дня – избрание ЕИО и СД по п. 6 и 7 ст. 69 ФЗ об АО (ситуация, когда СД не смог избрать или прекратить полномочия ЕИО), (в заметке сделан вывод, что механизм рассчитан только на общества, которые раскрывают информацию));
    6. Когда Совет обязан принять решение о созыве Годового Собрания, ведь абз.1 п. 5 ст. 53 ФЗ об АО говорит о том, что Совет обязан принять решение о включении предложений в повестку дня собрания, а не о его созыве. С другой стороны, чистая логика подсказывает, чтобы что-то куда-то включить, надо чтобы это что-то было.

    Буду рад прочитать и обсудить ваши позиции по этим и другим вопросам.

     

     

     

     

     

     

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Независимый проект30 июля 2021 в 10:05
    Как избежать нотариального удостоверения решений единственных участников и собраний ООО в 2020 году