Когда мы видим на профильных форумах темы о том, что у кого-то украли домен, то даже не представляем себе, в каком трудном положения оказывается пострадавший. Как выяснилось, единственным реальным способом защитить свои права в этом случае является предъявление претензий в соответствии с процедурой UDRP, которая в российской практике используется крайне редко.
Крадут, как правило, раскрученные и приносящие доход сайты. И если, домен в зоне .ru или .рф можно передать только путем личной явки в офис регистратора или направления ему нотариально заверенного заявления, то домены .com, .org, .biz и т.п. передаются путем внесения изменений в аккаунт на сайте регистратора.
В декабре 2012 г. мне позвонила администратор сайта molitvoslov.com и рассказала, что ее домен «украли». Зная, сколько сил она вложила в сайт, на который в месяц заходило уже боле 200 тысяч человек, я примерно представил себе масштаб потери.
Поскольку тогда я был далек от этой темы, то просто посочувствовал и посоветовал найти юриста, разбирающегося в этом вопросе.
Хозяйка «Молитвослова» тем временем обратилась к американскому регистратору, который обслуживал домен, но оказалось, что его уже перевели в Россию. Российский регистратор, тоже не стал, и, в общем-то, не мог ничего сделать.
Западный адвокат, к которому пострадавшая обратилась с этой проблемой, не обнаружил глубоких знаний в области интернет-права, зато уверенно назвал цену в 5000 $, которая никак не вписывалась в бюджет некоммерческого сайта.
Когда других вариантов не оставалось, я предложил попробовать отбить домен через Арбитраж по правилам, утвержденным ICANN (Единая политика разрешения доменных споров, Принципы единых правил рассмотрения споров о доменных именах), правда, плохо представляя себе тогда, что это такое.
Неделя ушла на изучение порядка рассмотрения доменных споров. Итог был неутешительный. Для возвращения домена, арбитражу нужно будет доказать свои права на соответствующий товарный знак (торговую марку, если использовать западный термин), а ни знака, ни марки у нашей клиентки, естественно, не было.
Тогда, видимо, от отчаяния, мы сказали себе, что, скорее всего, не только российские суды могут толковать закон прямо противоположно тому, что в нем написано. Поэтому и начали изучать практику WIPO.
Действительно, оказалось, что в некоторых случаях Арбитраж WIPO признает наличие у владельца домена товарного знака, даже если он не был зарегистрирован, если будет доказано, что доменное имя использовалось в течение длительного времени, и ассоциировалось с конкретным сайтом у большого количества пользователей.
Учитывая, что посещаемость сайта была очень высокой, а домен был зарегистрирован в 2005 году, у нас появились серьезные шансы доказать права клиентки на обозначение «molitvoslov».
Но тут возникла еще одна проблема. Строго говоря, слово «molitvoslov» вообще не может быть торговой маркой, т. к является простым описанием того, что имеется на сайте, т. е. сборника молитв.
Как нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака, например, слово «молоко» по молочным продуктам, потому что тогда другие производители не смогут его использовать, так и любое другое описание товара или услуги не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (подпункт 3, п. 1 ст. 1483 ГК РФ).
Поэтому мы решили деликатно обойти этот момент, надеясь, что англоязычный судья не станет смотреть перевод, а хакер не будет биться за домен, который не принес ему никакой выгоды.
Но мы ошиблись. Примерно через десять дней после подачи иска на него поступил отзыв, очевидно написанный профессионалом, который направил главный удар на наше слабое место, а именно описательный характер доменного имени.
Но, правда, сам он тоже допустил ошибку, т.к. проблемы с аргументацией были не только у нас, но и у хакера. Ведь он не просто присвоил домен, но и выкачал весь контент, добавив к нему только рекламные блоки AdSense, что как-то плохо вписывалось в концепцию «добросовестного приобретателя», который ничего не крал, а просто купил домен у прежнего владельца.
Вместо того, чтобы придумать какую-то историю о том, как контент оказался у него или просто промолчать, хакер в своем отзыве написал нечто вроде: «вопрос контента вообще не может быть предметом рассмотрения Арбитража».
И нужно сказать, что эта фраза и вообще наглость хакера, несколько разозлили арбитра, в результате чего решение приобрело заметную эмоциональную окраску.
Мы отправили свой «отзыв на отзыв», в котором доказывали, что «molitvoslov» не является описательным термином, в отношении другой деятельности, кроме собирания текстов молитв, которой занималась наша клиентка, что не может быть и речи о добросовестном приобретении, т.к. пресс-релизы о краже домена были опубликованы и проиндексированы Гуглом задолго до передачи домена очередному подставному владельцу и т.д.
Судья думал долго. Во всяком случае, он не уложился даже в перенесенный им на неделю срок вынесения решения, но мы ждали не зря.
Хакер, кстати, оказался серийным, и мы знаем уже несколько человек, у которых он увел «жирные» домены. Похоже, впервые ему пришлось отдать украденный домен без получения за него выкупа.
Несмотря на высокий по нашим меркам размер судебных расходов (1500 евро при единоличном и 4000 евро при коллегиальном рассмотрении дела), которые, кстати, могут быть возмещены только путем отдельного обращения в национальные суды, а также непривычные российским юристам особенности процедуры рассмотрения доменных споров, Арбитраж WIPO является эффективным средством не только для возвращения «украденных» доменов, но и для защиты права на товарные знаки, незаконно используемые в доменных именах.