Создание общества с ограниченной ответственностью. Эта процедура, включает в себя массу аспектов, некоторые из которых вызывают непонимание у граждан. Непонимание, в свою очередь, порождает попытки по-своему трактовать нормы законодательства.
Фото с сайта 4-designer.com
Как корабль назовешь, так он и поплывет. Однако на этапе создания не одно только название организации имеет значение. Одним из важнейших аспектов, который необходимо учесть при создании ООО является внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Конечно, этот вопрос встает не только в момент создания Общества, но и в процессе его жизнедеятельности.
Так сколько же лиц, действующих без доверенности, возможно внести в реестр юридических лиц в отношении одного юридического лица? Одно, два или даже три? Именно на этом немаловажном аспекте в жизни хозяйственных обществ я сегодня хотел бы остановиться и представить вашему внимаю краткое обозрение практики применения судами норм федерального законодательства об Обществах с ограниченной ответственностью.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
Законодательная основа
В первую очередь, необходимо обратить внимание на основной источник права в данной сфере, к которому обращается в спорных случаях налоговая инспекция и суд. В обозначенном вопросе это статья 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ. Данная статья содержит все необходимые сведения о единоличном исполнительном органе общества. Будь то генеральный директор, президент или кто иной, на свою должность данное лицо избирается общим собранием участников общества на срок, который они могут выбрать в уставе, если эти вопросы не отнесены к компетенции совета директоров. Генеральный директор (единоличный исполнительный орган) организации может быть избран также не из числа участников. С данным лицом общество заключает договор, который подписывается председательствовавшем на общем собрании участников общества. На этом собрании и должен быть избран генеральный директор или иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (пункт 1 статьи 40 Федерального закона № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Есть, конечно, ещё варианты с выбором подписанта, однако, это уже тема другого обозрения.
Важно отметить, что в качестве единоличного исполнительного органа организации может выступать только физическое лицо. Есть случаи, когда общество передает функции единоличного органа по договору. В данном случае исполнение функций по осуществлению вышеуказанных полномочий общество может предоставить управляющему (пункт 2 статьи 40, статья 42 Федерального закона № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Пунктом 3 статьи 40 Закона определены полномочия единоличного исполнительного органа организации, а именно наделение его правом без доверенности действовать от имени юридического лица. Помимо этого единоличный исполнительный орган вправе выдавать доверенности на представительство от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издавать приказы о назначении на должности работников общества, приказы об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания и т.д. Главное, конечно, что нас здесь интересует – это наделение единоличного органа правом действовать без доверенности.
Тут и возникает вопрос. А сколько же лиц могут действовать без доверенности? Можно ли внести помимо, скажем, генерального директора еще и исполнительного или финансового в Единый государственный реестр юридических лиц? Многие граждане увидели возможность внести в реестр двух физических лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица в полной уверенности в том, что вышеуказанные статьи Закона не предполагают создания лишь одного единоличного исполнительного органа общества, в лице одного физического лица. В данном случае многие ошибочно руководствовались также Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ныне не действует), которое также, по мнению ряда заявителей, при создании общества предусматривает возможность существования нескольких лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Таким заявителям налоговой службой в регистрации обществ с двумя лицами, имеющими право действовать без доверенности, было отказано. Это повлекло за собой обращения в арбитражный суд об оспаривании решений налоговой службы. Так, например, Определением ВАС РФ от 01.10.2013 № ВАС-13083/13 по делу № А33-9913/2012 заявителю было отказано в удовлетворении его исковых требований по признанию решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю недействительным и обязании инспекции осуществить регистрацию юрлица.
Как следует из Определения, судами установлено и следует из материалов дела, что участники общества приняли протоколом решение о создании юридического лица и избрали генерального и финансового директоров. Своим решением от 10.04.2012 № Р9094А инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица на том основании, что ошибку содержало заявление Р11001, бланк которого в качестве лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, указывал два гражданина. Указание двух граждан в данном случае противоречит пункту 4 статьи 32, статье 40 Федерального закона № 14-ФЗ. Суд расценил отказ инспекции правомерным со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который подразумевает отказ в государственной регистрации в случае непредставления заявителем определенных законом документов, необходимых для государственной регистрации. Документы предоставляемые на регистрацию должны соответствовать требованиям законодательства и содержать достоверную информацию, поскольку являются федеральным информационным ресурсом (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 7075/11). Для государственной регистрации создаваемого вновь юридического лица в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации по утвержденной форме. В заявлении подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных документах достоверны. Судом обозначено, что осуществлять руководство текущей деятельностью общества без доверенности может только единоличный исполнительный орган — физическое лицо. Определением ВАС РФ от 01.10.2013 подтверждено, что выводы судов о том, что указание в заявлении, поданном для государственной регистрации юридического лица при его создании, в качестве лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности, и, следовательно, обладающих полномочиями единоличного исполнительного органа, одновременно двух граждан — генерального и финансового директора, противоречит Закону (пункт 4 статьи 32, статья 40 Федерального закона № 14-ФЗ) и, как следствие, является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ).