Налоговики требуют документы по проверкам, которые лично не проводили

  • 11 июня 2014 в 17:00
  • 17.4К
  • 8
  • 15

    Добрый день, коллеги!

    В апреле-мае 2014 года очень многие компании, которые состоят у нас на бухгалтерском обслуживании, получили от налоговиков требования представить пояснения в рамках камеральных проверок. Подобные письма поступали и раньше, однако не были столь массовыми. Мне удалось выяснить причину «спама», делюсь с вами.

    0_f85e9_54fc98ed_L

    Оговорюсь, что сам я не бухгалтер, но поскольку наша компания является «уполномоченной бухгалтерией», пришлось разбираться с данным «явлением».

    К теории

    В соответствии со ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации:

     1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

    На основании абз. 1 пункта 3 ст. 88 НК РФ:

    Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

    Форма такого сообщения рекомендована Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" – приложение 2 к Письму.

    Привожу пример более «расширенного» Сообщения, содержащего хотя бы минимальную информацию о сути противоречий/ошибок в налоговой отчетности, но тем не менее также не соответствующего НК РФ:

    0_f8f01_e4cf6de6_L

    В данном письме присутствует замечательная фраза: «В распоряжении инспекции имеется информация о наличии у Вашей организации не заявленных в установленном порядке объектов налогообложения». Налоговики как-будто намекают: готовьтесь к доначислениям, а возможно, и санкциям.

    Как реагировать на подобные письма

    Сообщения получили очень многие добросовестные налогоплательщики, ведущие бухгалтерский и налоговый учет в полном соответствии с требованиями законодательства, которым, по сути, не стоит опасаться предоставлять налоговикам дополнительный материал для более тщательной проверки.

    Несомненно, что подобные сообщения (особенно содержащие предупреждения о возможных санкциях) ставят бухгалтерию и руководство компаний перед выбором, что делать:

    - срочно перепроверять представленную отчетность?

    - предоставлять пояснения, документы и т.д.?

    - искать ошибки и представлять уточненные декларации/расчеты?

    Действительно, стоит проанализировать, что же не так?

    На самом деле, так как письма из налоговой НЕ содержат конкретных указаний на ошибки и разночтения, вопросов у бухгалтеров возникает очень много.

    Почему же рассылка со стороны ИФНС таких писем произошла массово?

    Как пояснили специалисты налоговых органов, камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 88 НК РФ, на основе представленных налогоплательщиками (получившими письма) деклараций, расчетов и отчетности, действительно, НЕ проводилась. Как такое может быть? Откуда тогда взялись указанные письма?

    А причиной отправки сообщений, как оказалось, является работа усовершенствованной версии АИС «НАЛОГ».

    Справочно: Автоматизированная информационная система «НАЛОГ» представляет собой совокупность функционально связанных технических, программных, информационных и организационно-методических средств обеспечения деятельности налоговых органов ФНС России. Предназначена для автоматизации процессов сбора, учета, обработки, обобщения, анализа и обмена информацией о состоянии налогообложения и деятельности органов ФНС России, а также для автоматизированного взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами государственного управления и других ведомств в интересах исполнения государственного бюджета и наполнения его доходной части. 

    В соответствии с рекомендациями: 

    2.6. Основные направления проведения проверки.

    В ходе проведения камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, проводит:

    а) проверку сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;

    б) взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

    в) проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

    Таким образом,  как НК РФ, так и Рекомендации ФНС четко указывают на обязательное проведение проверки должностным лицом налогового органа.

    Но налогоплательщиков и представленных отчетов много,- а должностных лиц отделов камеральных проверок мало, и провести документальный анализ всех налогоплательщиков камеральщики, естественно, не могут.

    Вот и приходит на помощь АВТОМАТИЗАЦИЯ.

    Еще с прошлого года в территориальных инспекциях устанавливаются и внедряются обновленные программные средства, которые в автоматизированном режиме обрабатывают данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сопоставляют эти данные как непосредственно с отчетностью, так и с иными данными о деятельности налогоплательщиков, имеющимися у налоговых органов.

    Автоматический обработчик, встроенный в систему АИС, производит без участия специалиста арифметический и камеральный анализ и сопоставление данных отчетности.

    Более понятна становится процедура обработки деклараций и расчетов после прочтения письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705:

    2.4. Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:

    1) принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС "Налог") данных всех налоговых деклараций (расчетов), представляемых на бумажных носителях и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с приказом ФНС России от 18.07.2012 N ММВ-7-1/505@.

    Автоматизированный арифметический контроль на стадии ввода показателей в АИС "Налог" осуществляется в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов).

    Автоматизированный арифметический контроль проводится с использованием внутридокументных контрольных соотношений.

    Ежедневно формируются протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций и при необходимости распечатываются. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме при вводе отчетности в АИС "Налог", хранятся в базе данных и используются в работе отделом камеральных проверок;

    2) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов).

    Автоматизированный камеральный контроль проводится с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений.

    Работники отдела камеральных проверок ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме в АИС "Налог", хранятся в базе данных и используются при проведении проверок.

    3) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок.

    В итоге, при несостыковках и несоответствии данных отчетности, программа «дает сигнал» инспектору – формирует протоколы ошибок и дает рекомендации о дальнейших действиях.

    Так как таких сигналов очень много, «вручную» налоговики разбираются только с заядлыми нарушителями налогового законодательства, то есть с теми налогоплательщиками, в отношении которых имеется достоверная информация о наличии в их действиях налоговых правонарушений.

    Но камеральщики пока  не успевают угнаться за всеми сигналами АИС, поэтому остальным налогоплательщикам (расхождения в отчетности которых носят «допустимый» характер) направляются  «письма счастья». Они являются предупреждением: что-то в налоговом учете компаний не так.

    Проанализировав полученные письма и получив информацию «из кулуаров», пришел к мнению, что указанные сообщения не соответствуют требованиям  НК РФ и рекомендациям ФНС.

    Поэтому налогоплательщики, получившие такие письма, имеют возможность выбора вариантов действий и реакции на полученные «страшилки»:

    1. Игнорировать письма.

    2. Ответить, что по их данным, в налоговом учете компаний все хорошо, и попросить налоговую конкретизировать, какие именно расхождения выявлены.

    3. Представить уточненные декларации и/или расчеты.

    4. Представить требуемые пояснения/документы.

    Как отреагировать на сообщение – решать вам

    P.S.: Судебной практикой  подтверждено несоответствие указанных писем НК РФ (см., например, решение АС Забайкальского Края и Постановление 4 ААС по делу А78-9467/2013).

    В итоге напрашивается вывод, что качество работы органов ФНС в процессе выявления налоговых правонарушений растет не только за счет повышения квалификации сотрудников налоговых органов, но и за счет того, что ведомство не отстает от времени и старается внедрять новшества информатизации и автоматизации рабочих процессов максимально быстро и эффективно.

    Процессуальные нарушения и незаконные требования со стороны налоговых органов не всегда будут, ошибки и недочеты в оформлении требований и сообщений также будут исправлены.  

    И видимо в течение 2014 года налогоплательщикам (особенно, применяющим ОСНО) стоит более тщательно и ответственно подойти к вопросу точности данных бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Заранее прошу прощения у «матерых» бухгалтеров, налоговых консультантов и аудиторов за несколько «фривольный» стиль изложения. Прошу вас поправить и дополнить.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Спасибо вам за интересный случай. Что по сути.

    Ситуация, на самом деле, спорная. Кроме того, непредоставление пояснений – одна из возможных причин для включения в перечень кандидатов на выездную проверку (см. п. 9 раздела 4 Концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.07 N ММ-3-06/333@). 

    Но если есть желание поспорить, то основания есть. Они перечислены в вашей публикации. Но, по-моему, спор экономически не оправдан. Лично я бы дала пояснения (нервы дороже). 

    С чем согласна полностью – ИФНС должна пояснить, в чем именно заключаются противоречия, расхождения и т.п. (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 21.10.10 № А64-890/2010).

    11 июня 2014 в 17:162

    Оснований спорить - нет... Желательно - вообще не получать "подобных" писем.

    А если получать - то хотя бы понимать в чем состоят собственные ошибки/нарушения.

    По одной из организаций получили следующее письмо (притом в некой "свободной форме"):

    16 июня 2014 в 8:54

    В рамках мероприятий налогового контроля у Вашей организации выявлен факт низкой налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций по итогам 2013 г.

    Предлагаем пояснить причины низкой налоговой нагрузки по налогу на прибыль, в том числе проверить используемый в организации порядок документооборота на предмет обеспечения полноты и своевременности отражения в бухгалтерском и налоговом учетах операций финансово-хозяйственной деятельности , исходя из следующих показателей:


    - доходы, расходы и уровень налоговой нагрузки по видам деятельности,
    - причины снижения объемов выручки, а так же причины роста затрат,
    - причины убытка по убыточным видам деятельности (при наличии),
    - принимаемые меры по повышению рентабельности проданных товаров и рентабельности активов организации, увеличение деловой привлекательности организации.

    Вместе с пояснениями могут быть представлены копии подтверждающих документов (регистров, расшифровок), заверенные в установленном порядке.

    В случае наличия фактов неполноты отражения сведений и (или) ошибок (завышения расходной части или занижения доходной части), приводящих к уменьшению налоговой базы и соответственно сумм налога на прибыль организаций, представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций.

    16 июня 2014 в 8:54

    Продолжу. По поводу того, что все расхождения выявлены только программой, а вручную инспекторы ничего не проверяли, стоит уточнить.

    Проверка, выполненная программой, тоже может быть частью «камералки» – кодексом это не запрещено. Да и в письме ФНС России, на которое вы ссылаетесь, автоматизированный контроль – часть «камералки». Только надо учесть пункт 2 статьи 88 НК РФ: камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями. То есть через суд можно запросить должностные инструкции операционистов ИФНС, вносящих сведения из декларации в программу. Там теоретически должна быть указана возможность проведения ими камерального налогового контроля. Поскольку в инспекциях за «разнос» отчетности и анализ информации обычно отвечают разные специалисты (хотя, возможно, и совмещение), то допускаю, что в документах операционистов не говорится о камеральных проверках. Тогда они действуют как неуполномоченные лица, превышая служебные обязанности. Инспекцией нарушен пункт 2 статьи 88 НК РФ. Подчеркну, что доказать это довольно-таки сложно (суд может отклонить ходатайство об истребовании документов у инспекции, ИФНС может внести нужную информацию в должностные инструкции операционистов и т.п.).

    11 июня 2014 в 17:171

    Знакомая работает в ФНС по области, у них проверятся все автоматом, принесли отчетность сдали, данные заносятся в ГАС, примерно через 1-2 мес после сдачи программа сверяет данные с Р/С и отчетностью, если есть расхождение между фондами ФНС, ПФ, ФСС, то выдается уведомления. И отдел камеральшиков выявляют факт этот сверяют данные если расхождение пишут письмо предоставить пояснения. А что касается выездных проверок в офис - это крайняя редкость, налоговик проверяет информацию если есть нарушения или жалобы, то проводится анализ оценки проверки, если анализ показывает что можно реально выявить нарушения, выносят распоряжение о проверке и вас уведомляют. После уведомления можно ждать гостей.

    11 июня 2014 в 17:35

    Вячеслав, я не имею в виду, что, если не ответишь на требование предоставить доки (пояснения), то сразу же в офис заявятся с проверкой. Так не бывает. Вашу компанию просто возьмут на вооружение - для будущих выездных проверок. План по которым составляется заранее. И о своем визите инспекторы, естественно, уведомят.

    11 июня 2014 в 17:401

    Это да, лучше предоставить, а то потом "............" штаны снимут последние. Раз случай был налоговая сделала проверку сама, и пригласили подписать акт, скорее всего статистику себе проверок делали в 2009 году.

    11 июня 2014 в 17:42

    А сейчас у них статистика не по числу проверок, а по доначислениям. Число проверок им велено снижать)))

    /я про выездные/

    11 июня 2014 в 17:44

    Вот ПФ проверяет все сразу удобно, каждый квартал проверка информации, что не так отказ в приеме сведеней.

    11 июня 2014 в 17:47

    При получении данных писем алгоритм достаточно прост.

    1) На письмо ответить надо. Почему? Потому что часто письма приходят почтой и отсутствие ответа может быть воспринято как сигнал "фас" - АГА! Они не сидят на юрадресе... АТУ ИХ! Для Москвы это крайне актуально. Всем москвичам советую письма НЕ ИГНОРИРОВАТЬ!

    2) Письмо запрашивает пояснения - вот и дайте пояснения в произвольной форме. На бланке, с печатью. 

    3) По сообщению с требованием предоставления пояснений документы предоставлять никакие не нужно (можно не предоставлять). Документы нужно предоставлять ТОЛЬКО по требованию, которое имеет четко установленную форму.

    Но вообще, хотелось бы обратить внимание автора статьи на то, что случаев, при которых декларации имели бы разную налоговую базу, в малом бизнесе очень мало и "небухгалтер" вряд ли справится с достоверным их отражением в отчетности. Поэтому, если уж налоговики нашли ваши ошибки, пересдайте отчетность правильно, и "будет вам счастье" :)

    12 июня 2014 в 10:111

    1. Большинство писем пришло по ТКС (удивительны несовпадения по датам - даты письма и получения по ТКС - с разницей в 2-3 недели Сообщение от 05.05 - получено 23.05) .

    Примерно из 20 полученных нашими клиентами писем - отреагировали следующим образом:

    На 10 - ответили с просьбой уточнить "ошибки, противоречия, несоответствия сведений".

    По 2 - представили уточненки... А по одной - пояснения и книгу покупок.

    По остальным - не "реагировали".

    Сообщение от Татьяна Никанорова

    «хотелось бы обратить внимание автора статьи на то, что случаев, при которых декларации имели бы разную налоговую базу»

    Спасибо Татьяна за комментарий - разбирались практически со всеми письмами - где-то письменно - где-то узнавали "напрямую" - в зависимости от исполнителей в конкретных налоговых. По согласованию с клиентами - и реагировали по-разному.

    К написанию статьи меня побудил тот факт, что "исполнители" в большинстве случаев - не могли пояснить суть выявленных "ошибок/расхождений"... Что меня больше всего и удивило.

    16 июня 2014 в 8:321

    Алексей, спасибо за Ваш ответ. На самом деле вы подняли интереснейшую тему! Так как я в бухобслуживании очень давно, и фирм на обслуживании у меня много, то, разумеется, всякое бывало и письма такие приходили :) Но вот такого, чтобы массово и впустую - не припомню. Может и правда бухи накосячили, а теперь признаваться не хотят :)

    Сообщение от Алексей Моросеев

    «На 10 - ответили с просьбой уточнить "ошибки, противоречия, несоответствия сведений".»

    16 июня 2014 в 11:021

    Спасибо за статью! Осталось узнать, как эта АС считает...

    12 июня 2014 в 10:361

    У наших клиентов были подобные письма в следующих случаях:
    - организация в течение года перешла с усн на осно , в декларации по прибыли за 4 кв. стояла выручка 60 млн., в бухотчетности около 100 млн. Налоговики запросили пояснения о расхождении сумм. Хотя если бы они включили голову, то увидели бы, что оставшиеся 40 млн. прошли в период упрощенки за 1-3 кв.,
    - организация на осно начала работать в декабре 2013, на счет пришла одна сумма, реализации не было, в НДС показали выручку 0 и авансовый НДС, так они заинтересовались почему этой суммы нет в прибыли и отчете о фин.результатах, также заинтересовало не отражение в выручке заемных средств,
    - организация на усн показала выручку за год 800 тыс. (вся через кассу), через расчетный счет прошло 1,5 млн. - это часть наличной выручки внесенной на счет и две суммы по договору займа. Налоговики и сами могли бы глянуть что написано в назначении платежей и что были платежи по частичному возврату займов, но у них возникли подозрения, а не субсидия ли это. Хотя какая может быть возвратная субсидия они явно не подумали,
    - такие письма приходят почти всем нашим клиентам на упрощенки доходы минус расходы, как выясняется целью являются не пояснения, а интерес к документам подтверждающим расходы, иногда прикрываются пояснениями и тем что можно предоставить документы, а было что прямо просили предоставить документы для камеральной налоговой проверки, на что им было отказано и больше они не писали.

    16 июня 2014 в 9:342

    Яркий пример случая, когда автоматизация превращается в средство умножения заложенных в неё ошибок.

    17 июня 2014 в 13:461

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом