Добрый день, коллеги!
В апреле-мае 2014 года очень многие компании, которые состоят у нас на бухгалтерском обслуживании, получили от налоговиков требования представить пояснения в рамках камеральных проверок. Подобные письма поступали и раньше, однако не были столь массовыми. Мне удалось выяснить причину «спама», делюсь с вами.
Оговорюсь, что сам я не бухгалтер, но поскольку наша компания является «уполномоченной бухгалтерией», пришлось разбираться с данным «явлением».
К теории
В соответствии со ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации:
1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
На основании абз. 1 пункта 3 ст. 88 НК РФ:
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Форма такого сообщения рекомендована Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" – приложение 2 к Письму.
Привожу пример более «расширенного» Сообщения, содержащего хотя бы минимальную информацию о сути противоречий/ошибок в налоговой отчетности, но тем не менее также не соответствующего НК РФ:
В данном письме присутствует замечательная фраза: «В распоряжении инспекции имеется информация о наличии у Вашей организации не заявленных в установленном порядке объектов налогообложения». Налоговики как-будто намекают: готовьтесь к доначислениям, а возможно, и санкциям.
Как реагировать на подобные письма
Сообщения получили очень многие добросовестные налогоплательщики, ведущие бухгалтерский и налоговый учет в полном соответствии с требованиями законодательства, которым, по сути, не стоит опасаться предоставлять налоговикам дополнительный материал для более тщательной проверки.
Несомненно, что подобные сообщения (особенно содержащие предупреждения о возможных санкциях) ставят бухгалтерию и руководство компаний перед выбором, что делать:
- срочно перепроверять представленную отчетность?
- предоставлять пояснения, документы и т.д.?
- искать ошибки и представлять уточненные декларации/расчеты?
Действительно, стоит проанализировать, что же не так?
На самом деле, так как письма из налоговой НЕ содержат конкретных указаний на ошибки и разночтения, вопросов у бухгалтеров возникает очень много.
Почему же рассылка со стороны ИФНС таких писем произошла массово?
Как пояснили специалисты налоговых органов, камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 88 НК РФ, на основе представленных налогоплательщиками (получившими письма) деклараций, расчетов и отчетности, действительно, НЕ проводилась. Как такое может быть? Откуда тогда взялись указанные письма?
А причиной отправки сообщений, как оказалось, является работа усовершенствованной версии АИС «НАЛОГ».
Справочно: Автоматизированная информационная система «НАЛОГ» представляет собой совокупность функционально связанных технических, программных, информационных и организационно-методических средств обеспечения деятельности налоговых органов ФНС России. Предназначена для автоматизации процессов сбора, учета, обработки, обобщения, анализа и обмена информацией о состоянии налогообложения и деятельности органов ФНС России, а также для автоматизированного взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами государственного управления и других ведомств в интересах исполнения государственного бюджета и наполнения его доходной части.
В соответствии с рекомендациями:
2.6. Основные направления проведения проверки.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, проводит:
а) проверку сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
б) взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
в) проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.
Таким образом, как НК РФ, так и Рекомендации ФНС четко указывают на обязательное проведение проверки должностным лицом налогового органа.
Но налогоплательщиков и представленных отчетов много,- а должностных лиц отделов камеральных проверок мало, и провести документальный анализ всех налогоплательщиков камеральщики, естественно, не могут.
Вот и приходит на помощь АВТОМАТИЗАЦИЯ.
Еще с прошлого года в территориальных инспекциях устанавливаются и внедряются обновленные программные средства, которые в автоматизированном режиме обрабатывают данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сопоставляют эти данные как непосредственно с отчетностью, так и с иными данными о деятельности налогоплательщиков, имеющимися у налоговых органов.
Автоматический обработчик, встроенный в систему АИС, производит без участия специалиста арифметический и камеральный анализ и сопоставление данных отчетности.
Более понятна становится процедура обработки деклараций и расчетов после прочтения письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705:
2.4. Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:
1) принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС "Налог") данных всех налоговых деклараций (расчетов), представляемых на бумажных носителях и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с приказом ФНС России от 18.07.2012 N ММВ-7-1/505@.
Автоматизированный арифметический контроль на стадии ввода показателей в АИС "Налог" осуществляется в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов).
Автоматизированный арифметический контроль проводится с использованием внутридокументных контрольных соотношений.
Ежедневно формируются протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций и при необходимости распечатываются. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме при вводе отчетности в АИС "Налог", хранятся в базе данных и используются в работе отделом камеральных проверок;
2) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов).
Автоматизированный камеральный контроль проводится с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений.
Работники отдела камеральных проверок ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме в АИС "Налог", хранятся в базе данных и используются при проведении проверок.
3) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок.
В итоге, при несостыковках и несоответствии данных отчетности, программа «дает сигнал» инспектору – формирует протоколы ошибок и дает рекомендации о дальнейших действиях.
Так как таких сигналов очень много, «вручную» налоговики разбираются только с заядлыми нарушителями налогового законодательства, то есть с теми налогоплательщиками, в отношении которых имеется достоверная информация о наличии в их действиях налоговых правонарушений.
Но камеральщики пока не успевают угнаться за всеми сигналами АИС, поэтому остальным налогоплательщикам (расхождения в отчетности которых носят «допустимый» характер) направляются «письма счастья». Они являются предупреждением: что-то в налоговом учете компаний не так.
Поэтому налогоплательщики, получившие такие письма, имеют возможность выбора вариантов действий и реакции на полученные «страшилки»:
1. Игнорировать письма.
2. Ответить, что по их данным, в налоговом учете компаний все хорошо, и попросить налоговую конкретизировать, какие именно расхождения выявлены.
3. Представить уточненные декларации и/или расчеты.
4. Представить требуемые пояснения/документы.
P.S.: Судебной практикой подтверждено несоответствие указанных писем НК РФ (см., например, решение АС Забайкальского Края и Постановление 4 ААС по делу А78-9467/2013).
В итоге напрашивается вывод, что качество работы органов ФНС в процессе выявления налоговых правонарушений растет не только за счет повышения квалификации сотрудников налоговых органов, но и за счет того, что ведомство не отстает от времени и старается внедрять новшества информатизации и автоматизации рабочих процессов максимально быстро и эффективно.
Процессуальные нарушения и незаконные требования со стороны налоговых органов не всегда будут, ошибки и недочеты в оформлении требований и сообщений также будут исправлены.
И видимо в течение 2014 года налогоплательщикам (особенно, применяющим ОСНО) стоит более тщательно и ответственно подойти к вопросу точности данных бухгалтерской и налоговой отчетности.
Заранее прошу прощения у «матерых» бухгалтеров, налоговых консультантов и аудиторов за несколько «фривольный» стиль изложения. Прошу вас поправить и дополнить.