Замечательное кино и хорошая история для нового поколения.
Сейчас опять много пишут и говорят о типовых уставах. В разные времена эти разговоры всегда возникали после резких законодательных катаклизмов. В разгул демократии, в начале 90-х, т.н. «типовые» уставы практически не использовались – все сами были творцами своего счастья. Однако, после вступления в силу ГК РФ (1994) начали появляться полуофициальные типовые уставы составленные, в том числе, и работниками Санкт-Петербургской Регистрационной палаты.
Для ООО ими было разработано несколько вариантов уставов, различающихся лишь наличием или отсутствием тех или иных органов управления: двухзвенные, трёхзвенные и четырёхзвенные. Но эти типовые уставы предназначались исключительно для использования в качестве "образцовых" моделей для самостоятельного народного творчества.
Если помните, то в те доналоговые времена, т.е. во времена регпалат (когда ещё не было торжества 129-ФЗ), при госрегистрации юрлиц содержание уставов подвергалось юридической экспертизе (как сейчас для некоморгов в юстиции), и за явное или мнимое несоответствие закону шло большинство отказов в регистрации. В своё время, в середине 90-х, я неоднократно и лично, и через прессу предлагал нашей Регпалате легализовать их труд (их «типовые» уставы), хотя бы на местном уровне.
Моё предложение сводилось к тому, что те предприниматели, которые захотели бы использовать типовые регпалатные уставы, обслуживались бы через отдельное «безотказное» окно (и отдельную очередь), а юристы Регпалаты избавились бы от рутинной и никому ненужной работы по проверке тысяч разношёрстных уставов и написанию тысяч однотипных отказов. Ибо, им не пришлось бы проверять ими самими же написанные уставы, которые при этом удовлетворяли бы ещё и их постоянно меняющейся концепции. Разумеется, моя инициатива не нашла поддержки в Регпалате, и, надеюсь, понятно почему.
Те же, виртуальные «типовые» уставы ООО, которые планируют соорудить, предполагают, наверное, всё-таки иной смысл своего полезного содержания. Нынче уже нет основания для отказа в регистрации из-за несоответствия содержания устава законодательству, не проводится их юридическая экспертиза. И мне, если честно, не совсем понятен смысл подобных планируемых телодвижений. Возможно, я чего-то не знаю. Возможно, это всё-таки какая-то особая забота о российском предпринимателе, чтоб хотя бы его устав ООО был бы не так крив и коряв. Возможно…
Но если, всё же, абстрагироваться от неосознанной непонятности сверхзадачи возможной полезности планируемой линейки «новых» типовых уставов ООО и перейти к их конкретному содержанию и вычленению самих их типов, то можно сделать следующие выводы.
Предполагаемый алгоритм использования в народном хозяйстве планируемых типовых уставов не допускает какой-либо адаптации их к нуждам конкретного субъекта предпринимательской деятельности – их можно использовать только буквально и дословно, указывая в заявлении на регистрацию лишь выбранный номер официально утверждённого типового устава.
Поэтому, варианты типов уставов не могут строиться, например, (как раньше работниками Регпалаты) по принципу многозвенности управления в обществе. Т.к. трёх и, тем более, четырёхзвенные структуры управления ООО требуют очень точной ручной настройки, исходя из множества допустимых условий, задаваемых конкретными участниками конкретного ООО. Типовые непечатные уставы, на мой взгляд, могут быть только двухзвенными: высший орган – ОСУ, исполнительный орган – ЕИО. Т.е. структура и компетенция органов общества во всех типовых уставах должна быть одинаковой, а типовые различия могут быть лишь в правах участников и степени защищённости общества от проникновения третьих лиц.
Мне представляется наиболее разумной и оптимальной линейка из четырёх типов уставов, разделённых по отношению к третьим лицам и по наличию или отсутствию возможности выхода участника по заявлению.
Тип 1. Общество максимально открыто для третьих лиц – продажа и иной способ отчуждения долей третьим лицам, залог долей третьим лицам, а также вхождение третьих лиц через увеличение уставного капитала уставом не запрещено. Выход участника из общества по заявлению предусмотрен.
Этот вариант больше всего подходит обществу одного лица. Но и не только ему.
Тип 2. Почти как первый вариант: общество максимально открыто для третьих лиц – продажа и иной способ отчуждения долей третьим лицам, залог долей третьим лицам, а также вхождение третьих лиц через увеличение уставного капитала уставом не запрещено, но выход участника по заявлению не предусмотрен.
Этот вариант подходит уже давно и успешно работающему обществу нескольких лиц.
Тип 3. Общество достаточно закрыто для третьих лиц – продажа и иной способ отчуждения долей третьим лицам и залог долей третьим лицам уставом запрещены. Вход наследников лишь с согласия всех участников. Выход участника по заявлению предусмотрен.
Этот вариант подходит вновь создаваемому обществу нескольких лиц, планирующих широко и успешно развернуть свою деятельность. Некоторым это действительно раньше удавалось.
Тип 4. Общество максимально закрыто для третьих лиц – продажа и иной способ отчуждения долей третьим лицам и залог долей третьим лицам уставом запрещены. Вход наследников лишь с согласия всех участников. Увеличение уставного капитала за счёт вхождения в общество третьих лиц и отчуждение долей, принадлежащих обществу третьим лицам, уставом запрещены, а за счёт дополнительных вкладов лишь по единогласию. Выход участника по заявлению не предусмотрен.
Этот вариант подходит обществу нескольких лиц, возможно (возможно и справедливо), недоверяющих друг другу.
Все остальные варианты и конструкции типовых уставов, разумеется, также возможны, но при ограниченном их количественном ассортименте не очень нужны. Предложенные же мной варианты могут быть, естественно, немного подкорректированы в деталях, но без изменения их концептуального базового деления.
При этом необходимо не только чётко учесть все необходимые положения типовых уставов, что в последнее время встречается крайне редко, почти никогда, но также не менее чётко описать их различия и их полезности непосредственно тем или иным группам предпринимателей, которые могли бы, если и когда подобное случится, сделать самостоятельно свой правильный и осознанный выбор своего типа устава.
Очень было бы интересно взглянуть на формы этих футуристических непечатных «типовых» уставов. Мне представляется, что они должны выглядеть совсем не так, как те «бумажные» уставы, которые мы все до сих пор используем.
Чуть подробнее об этом в Топологии уставов.
Более тонкие настройки уставов возможны лишь, по моему мнению, в их не типовом, т.е. ручном исполнении или при применении т.н. конструкторов уставов ограниченного действия.
Но это – уже совсем иная история.
А начало – здесь.
Другие публикации автора:
Замечательное кино и хорошая история для нового поколения.
Да можно и в истории поковырятся типовой устав принят Указом советом труда и обороны 30 мая 1923 года за № 51 "Типовой устав "товарищества с ограниченной отвественностью"
Если можно, прошу ссылку, мне удалось найти только Постановление СТО РСФСР от 30.05.1923
"О порядке рассмотрения и утверждения уставов трестов".
«Типовые Уставы высланы на почту»
я Вам не мешаю?
«здесь не знаю как прикрепить»
я - тоже, наверное это и не возможно
но точно знаю, что на Форуме - можно
а здесь дать (или не давать) ссылку
думаю, что многим будет интересно - мне - однозначно )
«Типовые Уставы высланы на почту»
благодарю, получил, только там не "Типовой устав"
а "Примерный"
о чём я и пишу, называя их "Образцовыми"
т.ч. наверное, всё-таки не было тогда "Типового устава"
или всё-таки был?
В коментарии не получается прекрипить документы накидал их в дневник.http://regforum.ru/blog.php?b=1448
Есть одно предприятие там множество уставов и положений о директоре, ревизионной комиссии и прочие есть реаритеты, дискеты расшифровуется и изъемается с них информация.
После иъятия информации будет выпушена брашура уставы от "революции до переворотов"
Уставы периода НЭПа... Прекрасно. Очень интересный материал (на досуге явно стоит почитать повнимательнее). Цивилистика в те годы была еще огого. Старая школа.
Это да, там и защита была высокая, нарою вам документы своего предприятия. Интересно читать
Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесённый Минэкономразвития законопроект "О внесении изменений в ГК РФ и в ФЗ “Об ООО” и “О госрегистрации ЮЛ и ИП” (в части введения возможности использования ЮЛ типовых уставов).
При утверждении госорганом типового устава не потребуется его последующее утверждение участниками ООО в бумажной форме и предоставление его в регорган в бумажном или электронном виде.
Сведения о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала конкретного ООО, использующего типовой устав, будут отражаться только в ЕГРЮЛ.
Отказаться от использования типового устава или перейти на использование типовых уставов ООО вправе в любой момент в порядке, предусмотренном законодательством о госрегистрации.
Законопроект рассмотрят на заседании правительства.
Да, только в ГД он будет вариться скорее всего только в весеннюю сессию...
Альмира, спасибо! Все по полочкам. Приятно и интересно было почитать.
«Все по полочкам. Приятно и интересно было почитать.»
это - только начало )))
Предполагаю, что при разработке типовых уставов наверняка кто-нибудь от нотариата вставит и свои пару фраз, чтобы ни в одном типовом не было возможности выхода из состава участников по заявлению. И тогда возрадуются нотариусы еще больше от увеличения количества сделок купли-продажи доли. При создании юрлица (ООО) не многие учредители утруждают себя даже полностью прочесть устав и, тем более, не задумываются что может быть через год - два после начала деятельности. Хотя, конечно, если это не тот самый устав на одном листе.
Внесли в Думу сегодня проект о типовых уставах. Может быть, успеют принять до НГ.