Посты
6
Лайки
37

Планируются новые изменения в АПК и ГПК: курс на сближение

  • 18 марта 2015 в 8:31
  • 9.4К
  • 5
  • 5

    19 февраля 2015 года в профильный комитет Государственной думы Российской Федерации по инициативе Верховного Суда РФ направлен законопроект за № 725381-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», с возможным принятием которого существенной модернизации подвергнется ряд традиционных процессуальных институтов.

    Как следует из пояснительной записки к законопроекту:

    ...проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»…позволит установить аналогичный порядок рассмотрения судами общей юрисдикции сходных по своей правовой природе дел посредством введения институтов, успешно применяемых в течение последних лет арбитражными судами на основании норм АПК РФ и доказавших свою эффективность, а также определить его соотношение с действующим порядком рассмотрения дел приказного производства…

    Итак, основные цели, которые преследовали авторы законопроекта – унификация гражданского и арбитражного процессуального законодательства и оптимизация работы судебной системы в целом. Для их достижения планируется внести достаточно значимые изменения как в гражданский, так и в арбитражный процесс.

    Изменения в ГПК РФ

    Законопроект предполагает внесение изменений в такие процессуальные институты как судебный приказ и исковое производство. Причем, если институт судебного приказа планируется только модернизировать, то классическое исковое производство ожидают весьма серьезные изменения.

    Судебный приказ - ограниченное расширение

    Институт судебного приказа, существующий в современном российском  гражданском процессе с 1995 года, принципиальному изменению не подвергнется.

    Согласно положениям законопроекта речь идет об ограничении размера взыскиваемых денежных сумм или стоимости движимого имущества, подлежащего истребованию, с одной стороны, и   расширении перечня требований, по которым может быть выдан судебный приказ, с другой.

    Для этого предполагается внести соответствующие изменения в подраздел 1 «Приказное производство» раздела 2 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).

    Вносимые законопроектом изменения заключаются в следующем:

    - вынесение судебного приказа по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ, будет возможно только в случаях, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышают 500 тысяч рублей;

    - расширение самого перечня требований, по которым может быть выдан судебный приказ. Так, предполагается включение в перечень следующих дополнительных требований:

    • О взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
    • О взыскании задолженности за оказание услуг телефонной связи
    • Взносов с членов товарищества собственников жилья (ТСЖ) или строительных кооперативов.

    Переходим на упрощенку

    Изменения, предлагаемые ко внесению в исковое производство, более глубоки, так как предполагают достаточно серьезную модернизацию по сути классической системы искового производства. Речь идет о введении совершенно нового процессуального института – так называемого «малого искового производства» или  упрощенной процедуры рассмотрения исков.

    В арбитражном судопроизводстве упрощенная процедура действует с 24 сентября 2012 года.

    Производство по «малым искам», то есть, делам с небольшой ценой иска и бесспорными требованиями, а также его особенности и составляют вторую группу предполагаемых изменений в процессуальном законодательстве.

    В этих целях подраздел 2 раздела 2 ГПК РФ дополняется Главой 21(1) «Упрощенное производство».

    Главные отличия рассмотрения дел по правилам упрощенного искового производства от рассмотрения по классическим правилам состоят в следующем:

    - рассмотрение дела осуществляется без вызова сторон в судебное заседание, по представленным сторонами документам;

    - рассмотрение дел без вызова сторон в судебное заседание, по представленным сторонами документам по желанию сторон, а также в иных случаях.

    Вместе с тем авторы законопроекта предполагают сохранить полноценное соблюдение принципа состязательности сторон.

    Критерии отбора дел  

    Рассматривать в упрощенном порядке предполагается следующие категории дел:

    - дела о взыскании денежных средств или истребовании имущества, если цена иска или стоимость имущества не превышают 500 тысяч рублей, за исключением дел, которые подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (ст. 135 ГПК РФ устанавливает новое основание для возвращения искового заявления – содержащиеся в нем требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства);

    - дела по искам:

    • о признании права собственности, если цена иска не превышает 500 тысяч рублей
    • основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются
    • основанным на документах, подтверждающих задолженность по договору, если цена иска превышает 500 тысяч рублей.

    Предполагается, что стороны смогут ходатайствовать перед судом о рассмотрении дела в упрощенном порядке, или же оно будет возможно по инициативе суда при согласии сторон. В то же время, если спор подлежит рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства по основаниям, установленным законом, стороны будут не вправе возражать против такого рассмотрения.

    Однако, авторами законопроекта предусматривается и возможность возврата к рассмотрению дела в общем порядке в случае, если в силу объективных причин рассмотрение дела в порядке упрощенного производства станет невозможным.

    Также устанавливается перечень категорий дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства. Так, рассмотрение дел:

    • возникающих из административных правоотношений
    • связанных с государственной тайной
    • по спорам, затрагивающим права детей
    • особого производства

    будет осуществляться по прежним правилам.

    Экономия и препятствия

    Ключевая особенность упрощенной процедуры рассмотрения дел – осуществление рассмотрения по представленным сторонами документам и доказательствам без вызова сторон в судебное заседание. По мнению авторов законопроекта такое заочное рассмотрение позволит сторонам сэкономить на времени и финансовых затратах. Вместе с тем, устанавливается целый перечень обстоятельств, наличие или возникновение которых будет являться препятствием для рассмотрения дела в упрощенном порядке.

    В частности, при необходимости:

    • выяснения дополнительных обстоятельств
    • исследования дополнительных доказательств
    • проведения осмотра или исследования доказательств по месту их нахождения
    • назначения экспертизы
    • заслушивания свидетельских показаний,

    дело будет подлежать рассмотрению в обычном порядке.

    Упрощенное доказывание

    Предоставление сторонами доказательств при применении упрощенной процедуры рассмотрения судебного дела также имеет ряд особенностей.

    Предполагается, что процесс предоставления доказательств, равно как и дополнительных документов, будет осуществляться в два этапа, причем для каждого этапа устанавливаются фиксированные сроки.    

    В первую очередь, в срок не менее 15 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, должны быть представлены доказательства и возражения относительно предъявленных требований.

    Во вторую очередь, в срок не менее 30 дней с момента вынесения вышеуказанных определений необходимо будет представить дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражения в обоснование своей позиции.

    Причем между последним днем срока для предоставления доказательств и возражений и последним днем срока для предоставления иных документов должно пройти не менее 15 дней.

    Если же сроки для предоставления доказательств и иных документов были пропущены сторонами по причинам, признанным судом уважительными, суд может принять эти доказательства и документы, но только если они были представлены до вынесения судом решения по делу.

    Вынесение решения и обжалование

    Авторы законопроекта предусматривают ряд мер, направленных на сокращение сроков вынесения судебных решений при максимальном соблюдении интересов сторон.

    В частности, устанавливается, что:

    • копия резолютивной части решения высылается лицам, участвующим в деле не позднее следующего дня
    • срок на апелляционное обжалование сокращается до 15 дней
    • апелляционные жалобы рассматриваются судьей единолично
    • апелляционное и кассационное рассмотрение судебных актов, принятых по результатам рассмотрения дел в порядке приказного и упрощенного производства, осуществляется без вызова сторон и иных лиц, участвующих в деле, с предоставлением им права направлять в суд объяснения.

    Вместе с тем, в зависимости от степени сложности дела, его характера и иных факторов, лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в судебное заседание. 

    Изменения в АПК РФ

    Одновременно с изменениями, предполагаемыми ко внесению в ГПК РФ, авторы законопроекта инициируют дополнение Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) рядом новых положений.

    Во-первых, для того, чтобы исключить произвольное усмотрение суда при определении возможности перехода от упрощенного порядка рассмотрения дела к порядку общеисковому, а также снизить сопутствующие такому переходу риски, предполагается:

    • обязать суды осуществлять действия по выяснению и исследованию дополнительных доказательств
    • исключить возможность произвольного отказа суда от рассмотрения дела в порядке упрощенного производства по основаниям признания такого порядка неэффективным (изменения в ст. 227 АПК РФ).

    Во-вторых, устанавливается порядок обжалования в апелляционной и кассационной инстанциях судебных актов, вынесенных по делам упрощенного и приказного производства (предусмотренного положениями законопроекта № 638178-6, находящегося на рассмотрении в Госдуме РФ).

    Этот порядок аналогичен порядку, предполагаемому ко введению в судах общей юрисдикции и предусматривает:

    • рассмотрение дел по представленным документам и доказательствам без вызова сторон в судебное заседание
    • возможность вызова сторон в судебное заседание с учетом характера и сложности дела, доводов жалобы и представленных возражений.

    Для реализации этих положений авторами законопроекта предполагается расширить содержание некоторых статей АПК РФ, а также ввести некоторые новые нормы.

    Так, изменению подвергнутся ст. 272(1) АПК РФ, определяющая особенности апелляционного обжалования решений по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, и ст. 291(12) АПК РФ, регламентирующая вопросы кассационного обжалования. Помимо этого предполагается закрепить новую ст. 288(2), в которой устанавливаются особенности кассационного обжалования судебных актов, принятых по делам упрощенного производства.

    Что в итоге

    С принятием законопроекта (а он будет принят с достаточно высокой долей вероятности), инструментарий российского процессуального законодательства существенно расширится. Прежде всего, это должно сказаться на оперативности рассмотрения гражданских и арбитражных дел, однако, не совсем ясно, как новые положения повлияют на качество их рассмотрения. Дело за практикой.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Спасибо, полезно и интересно!

    думаю стоило бы добавить сам законопроект в файлах здесь, чтоб не искать его по сайтам ГосДумы или законопроектов

    18 марта 2015 в 8:421

    Сейчас добавим)

    18 марта 2015 в 9:212

    буду очень признателен и благодарен!))

    18 марта 2015 в 9:36

    Прикрепил

    18 марта 2015 в 9:391

    Спасибо, Павел, конечно, совсем упустил из виду)

    19 марта 2015 в 13:451

    Прямой эфир

    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:03
    А выдадут ли устав по любой компании в электронном виде?
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:00
    Копии уставов в электронном виде должны будут выдавать бесплатно