Многие жалуются, что цены на юридические услуги давно упали ниже низшего. Особенно это касается относительно простых услуг, таких как регистрация. Тех, кто предлагает услуги дешево, презрительно называют «демпингаторами». В этой статьи я покажу, почему демпингаторов нужно скорее пожалеть и протянуть руку помощи. Ведь они ни в чем не виноваты. Просто не видят другого выхода. А выход есть — об этом читайте ниже.
С некоторых пор я занимаюсь обучением и консультированием руководителей юридических фирм. Жалоба на низкую рентабельность (работы много, денег мало) довольно распространена. В процессе работы с этим запросом, я сформулировал, как мне кажется, основные причины и способы выхода из этого тупика.
Истоки проблемы
Для начала разберемся в причинах, которые приводят к установлению низких цен. Когда молодая юридическая компания выходит на рынок, ее создатели не уверены в себе, и готовы привлекать клиентов любой ценой (в прямом и переносном смысле). Заказчики, разумеется, давят и торгуются, и чем ниже цена, тем еще больше торгуются. Им по неопытности уступают. Это раз.
Кроме того, у начинающих плохо развиты навыки продаж и работы с клиентом. То есть, плохо получается внушить доверие и показать экспертность — два столпа продаж в консалтинге. Умение довести переговоры до результата тоже приходит не сразу. Это два.
Еще одна проблема заключается в том, что юридические услуги нельзя потрогать и «проверить заранее» результат. Не попробуешь — не узнаешь. Следовательно, единственным объективным критерием для клиента остается цена. Если я не вижу разницы, зачем платить больше? Это три.
Юристы, хорошо знающие свое дело, на редкость не изобретательны, когда речь заходит о поиске отличительных особенностей своей компании и услуг. Чем вы лучше других? У большинства нет ответа. Как же выделиться на фоне других? Ну, конечно, поставить саааамую низкую цену. Это уже четыре.
К чему это приводит
Итак, с помощью низких цен наша молодая фирма набирает базу клиентов, которая позволяет держаться на плаву. Рост замедляется — ресурсы переключаются с привлечения клиентов на обслуживание. Работы становится больше, чем времени. Думать некогда. Денег хватает только на зарплату себе и нескольким сотрудникам. Мысль о том, чтобы поднять цены вызывает приступ паники — «они же уйдут!». Усталость накапливается, что со всем этим делать не понятно. Ловушка захлопнулась.
Выход есть, но он вам не понравится
Если вы хотите вырваться из этого замкнутого круга, как бы тяжело не было, но придется поднимать цены. Прежде чем приводить аргументы против, задумайтесь вот о чем: цены на ту же регистрацию ООО варьируются от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч евро, кто-то ведь получает такие деньги. Почему бы вам не быть этим «кто-то»? В любом случае так дальше жить нельзя, а значит терять вам, получается, нечего.
Сядьте и посчитайте, сколько должны стоить ваши услуги и сколько нужно клиентов, чтобы зарабатывать сумму, которую определите себе как «минимум». Сделайте план на год, чтобы прийти к этому «минимуму», взгляните в перспективу, так сказать.
Несколько практических советов
- Начните с клиентов, которые меньше всего приносят, но отнимают ресурсы.
- Поднимите цены только для новых клиентов, посмотрите на их реакцию. Затем поднимите остальным.
- Повышение можно сделать поэтапно, чтобы клиентам было комфортней.
- Подъем цен можно использовать для повышения продаж. «Через две недели поднимаем цены, есть возможность сделать заказ по старой цене!» Применять с осторожностью, не везде будет уместно.
- Выберите случайным образом 20% клиентов и сообщите им о повышении цен. Посчитайте процент отказавшихся от услуг, если он приемлемый — распространите на всех.
Секрет в том, что обосновывать ничего не нужно. Вы не обязаны. Ваши цены — что хотите то и делайте. Но отвечать, тем не менее, что-то нужно, когда спрашивают. Предлагаю такие варианты:
Главное не вступать в дискуссии. Если клиент считает, что это и так дорого, не нужно его переубеждать. Мы мнение клиента уважаем, но остаемся при своем. Мы готовы к «нет» и не будем никого уговаривать.
Практические примеры убеждают лучше всего. На моих глазах, собственники небольшой фирмы обзвонили всех клиентов, которые были на бух. обслуживании и объявили о повышении цен. Отказалось около 5%. То, чего боялись больше всего, так и не случилось. Руководитель другой фирмы очень боялась называть высокие (как ей казалось) цены, испытывала неуверенность. Понимала, что нужно повышать стоимость, но не могла перешагнуть внутренний барьер. На очередной встрече говорит: «Получилось!». Оказывается, она просто набралась храбрости и начала называть цены выше. И… ничего не случилось!
Надеюсь, я вооружил и замотивировал тех, для кого актуальна данная проблема. Задавайте вопросы, приводите свои примеры, критикуйте. Буду рад дискуссии.