Супер! хоть представление иметь
В интернете можно найти тысячи статей на тему взыскания долгов. Авторы рассматривают самые экзотические методы работы, включая ораторское искусство и паяльник. Но о взыскании долгов с помощью процедуры банкротства обычно пишут вскользь и с неохотой — мол, способ такой есть, но на практике он слишком сложен, долог и неэффективен. В итоге появляется множество мифов и заблуждений.
Данный материал полностью актуален по состоянию на 2019 год и начало 2020 года.
Читайте часть вторую инструкции о взыскании долгов через банкротство.
«Долг — это уважение к праву другого»
Иммануил Кант
Например, на одном из сайтов я обнаружил такой комментарий (фраза скорректирована): «Процедура достаточно затянутая — соответственно, недобросовестный должник может успеть перевести активы на других лиц, что сделает невозможным взыскание долга».
Мнение распространенное, но так ли это на самом деле? Правда ли, что взыскание долгов через банкротство лучше оставить на крайний случай?
Давайте разбираться.
Для начала кратко рассмотрим плюсы и минусы других вариантов. Что в принципе можно сделать, если вы столкнулись со злостным неплательщиком?
Способ вполне логичный, но на практике должник может кормить вас «завтраками» долгие месяцы. Даже если подключить все свое обаяние, пригрозить судом или коллекторским бюро, вас могут проигнорировать. Словесные убеждения — слабый аргумент.
Некоторые взыскатели долгов используют запугивание и даже физическое воздействие, но я призываю чтить букву закона. Кроме того, стоит учитывать, что некоторые должники могут сознательно провоцировать кредитора на угрозы и пользоваться этим с выгодой для себя.
Теоретически все просто. Вы подаете иск в арбитражный суд с требованием погасить долг. Суд выносит решение в вашу пользу и выдает исполнительный лист, после чего вы можете:
Служба судебных приставов далека от совершенства — медлительна и неповоротлива. В каком-то смысле больше преимуществ имеет должник.
В некоторых случаях коллекторы готовы выкупить долг за небольшой процент и избавить кредитора от головной боли. На практике довольно мало шансов заключить выгодную сделку.
Если долг относительно небольшой, некоторые предпочитают забыть о нем. Тут без комментариев. Каждый сам решает, как поступать со своими деньгами.
На мой взгляд, процедура банкротства является одним из лучших способов взыскания долгов, так она дает реальные рычаги воздействия и контроль над ситуацией. У арбитражного управляющего гораздо более широкие полномочия, чем у судебного пристава. И желание работать, уверен, тоже.
Позволю себе остановиться на этом варианте подробнее.
По текущему законодательству для инициирования процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:
Установленные суммы и сроки могут меняться в связи с правками законодательства. Актуальную информацию смотрите в Законе «О несостоятельности (банкротстве)».
Предварительные переговоры с должником, получение исполнительного листа и предъявление его приставам необязательны. Кредитор может сразу инициировать процедуру банкротства, не прибегая к другим вариантам.
Для большинства предпринимателей «банкротство» и «взыскание долгов» — вообще несовместимые понятия.
«Они и сейчас не платят. Как я верну свой долг, если фирма станет банкротом?», — нередко говорит клиент.
В реальности банкротство не избавляет от ответственности перед кредиторами. Напротив, эта процедура регулирует процесс выплаты долгов и позволяет вернуть намеренно выведенные активы.
Далее мы рассмотрим все шаги и особенности процедуры в деталях. А пока важно понять общий алгоритм.
Как выглядит процесс:
Забегая вперед, скажу, что после подачи заявления на банкротство, у должника появляется небольшой отрезок времени, чтобы чудесным образом найти деньги и удовлетворить наши требования, либо перейти на процедуру наблюдения. Нередко долг гасится сразу. Но обо всем по порядку.
«Каждая битва выигрывается перед ее началом» Сунь Цзы, Искусство Войны
Первая задача — понять, насколько перспективен должник. Есть ли что взыскивать в принципе?
Что полезно знать о должнике:
Сервисы для проверки должника:
Условно можно разделить должников на три типа:
Первый тип — идеальный. Если компания достаточно крупная и успешная, можно практически без раздумий подавать заявление о банкротстве. Далее мы рассмотрим на примерах, как это работает.
Но идеал встречается далеко не всегда, чаще положение компании требует более серьезного изучения.
Если должник относится ко второму типу – вероятность взыскания средств нужно определять, анализируя в комплексе собранную о должнике информацию. Только после этого можно определить целесообразность запуска процедуры банкротства.
Что если должник относится к третьему типу (активов нет и не было, компания «пустая»)? Подавать заявление о банкротстве или нет? Рискнуть можно, но кредитор должен быть готов потратить из своего кармана, как минимум, 200-250 тысяч рублей на процедуру наблюдения.
При небольшой сумме долга это может оказаться невыгодным для кредитора. Также стоит соизмерять риски и затраты времени. Процедура наблюдения длится около шести месяцев.
Тем не менее, бывают случаи, когда кредитор из принципа идет на процедуру банкротства, даже если это не выгодно для него с экономической точки зрения. Главная мотивация в таком случае — создать максимум проблем и неудобств должнику. Клиент осознает, что потеряет еще некоторую сумму денег, но жаждет расплаты любой ценой.
Итак. Предположим, мы собрали информацию о должнике и решили подавать заявление о банкротстве.
Сначала необходимо обратиться в арбитражный суд и получить решение с подтверждением долга. Если у вас имеются необходимые документы (договоры, накладные), это не должно вызвать особых трудностей. После этого можно смело инициировать процедуру.
Что указывать в заявлении и как его подавать, обсудим чуть позже. Пока подробнее остановимся на логике самой процедуры.
Самый главный момент: чем известнее и крупнее должник, тем лучше для кредитора.
Сам факт подачи заявления является серьезным ударом по репутации компании, так как вся информация размещается в публичных источниках — в частности на сайте «Коммерсантъ».
Мудрые и известные компании предпочитают гасить долг сразу, иначе журналисты и контрагенты разносят новость на всю страну. Представьте, как смотрится для обывателя новость о том, что подано заявление о банкротстве известной страховой компании или завода! Шумиха в СМИ приводит к оттоку клиентов, партнеров, а также к проблемам с другими кредиторами. Может начаться цепная реакция — и появятся новые заявления на банкротство.
Отдельно отмечу отношения с банками и инвесторами. Заявление о банкротстве — это естественная причина, чтобы приостановилось или прекратилось внешнее финансирование предприятия.
В моей практике было множество случаев, когда мы подавали на банкротство известных компаний. Например, мы успешно взыскивали долги с больших страховых компаний, которые тянули с выплатой денег по страховым случаям. После получения заявления о банкротстве, нам звонили буквально на следующий день и просили забрать заявление. Долг, естественно, гасили тут же.
Интересный факт: в случае со страховыми компаниями не требуется судебного решения для подтверждения долга. В законе о банкротстве отдельно описаны положения для страховых и финансовых организаций.
Еще один тип компаний, на которых магическим образом действует заявление о банкротстве — это градообразующие и стратегические предприятия, предприятия ВПК. В обычной обстановке к ним практически невозможно подобраться из-за секретности, политической важности и т.п. Процедура банкротства открывает все двери.
К нам обратился клиент, который пытался взыскать долг со стратегической организации. Приставы не могли подойти к такой компании в течение нескольких лет. Их просто прогоняли, пользуясь особым статусом объекта. В итоге мы подали заявление о банкротстве. Предприятие рассчиталось в течение месяца. Почему это сработало?
Во-первых, такой компании вряд ли кто-то позволил бы обанкротиться. Во-вторых, если мы бы дошли до процедуры наблюдения, то у нас в руках оказался бы мощнейший инструментарий:
Возможно, в России есть абсолютно белые и пушистые предприятия, но… я пока таких не встречал. Арбитражный управляющий, назначенный кредитором, заинтересован в проведении различных проверок, поиске сомнительных сделок и выявлении нарушений. При желании он обязательно что-нибудь найдет.
Вывод: если должнику есть что терять или скрывать, он предпочтет рассчитаться до введения процедуры банкротства.
Речь пойдет о российской компании, которая являлась лидером рынка в своей области. По понятным причинам не буду писать ее название или указывать сферу деятельности. Скажу лишь, что, компания оказывала услуги юридическим лицам — среди них были компании международного уровня. Дела шли хорошо, но в какой-то момент возникли разногласия с контрагентом и они задолжали ему около 15 миллионов рублей. Чтобы не платить, они поменяли юридический адрес на южный регион нашей страны, сменили руководителя и учредителей компании на местных жителей (достаточно известная схема так называемой «альтернативной ликвидации» компании).
Мы запустили процедуру банкротства и начали работать.
Сначала обратились к руководителю и запросили первичные документы и отчетность компании. Естественно, наше требование не смогли удовлетворить. После этого у руководителя был небольшой выбор — получить до 3 лет за непредоставление документов арбитражному управляющему, либо согласиться дать нотариально заверенные показания по поводу фиктивности назначения на должность.
Он выбрал второй вариант.
Параллельно мы сделали запрос предыдущим директорам и учредителям. Нам сообщили, что первичные документы передали коренному жителю южной республики. В подтверждение отправили акты приемки-передачи с какой-то подписью. Мы запросили регистрационное дело в налоговой, посмотрели, кто является заявителем и какие там фигурируют подписи, после чего подали заявление на возбуждение уголовного дела по причине непредставления документов арбитражному управляющему.
Мы понимали, что дело не возбудят, но наши «товарищи» получили дополнительные трудности. Далее самое интересное.
Так как первичных документов у нас не было, пришлось воспользоваться маленькой хитростью.
Мы сделали запрос в банк на предоставление выписок по расчетным счетам за 3 года. Из выписок выбрали 300 крупнейших контрагентов и написали им письма примерно такого характера: «Вы нам должны денег. Предоставьте акт сверки».
Мы начали сверять присланные акты с банковскими выписками и отслеживать, действительно ли деньги приходили.
Там, где было видно несоответствие, просили прислать документы, подтверждающие указанные операции. Тем самым мы выявляли множество операций по уступке долгов, выводу активов и т.д. Следующим шагом была подача заявлений в суд об оспаривании сомнительных сделок. После этого у контрагентов, как минимум, возникли вполне естественные сомнения по поводу деловой репутации собственников и руководства компании.
Дополнительно мы сделали запрос в ГИБДД о транспортных средствах, которые были проданы, а также в Росреестр по недвижимому имуществу.
В ответ получили документы, на основании которых продавалось имущество. Следующий шаг — проверка поступления денег по этим договорам на расчетный счет.
Если деньги не поступали, их можно взыскать или оспорить сделку и вернуть имущество. Также мы проверяли, насколько цена продажи отличалась от рыночной стоимости этого имущества.
В итоге должник получил множество проблем, а репутация компании на рынке была серьезно подорвана.
Вывод: процедура банкротства позволяет оспаривать сделки и взыскивать долги даже в сложных случаях, когда другие инструменты бессильны.
Заявление о банкротстве подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
В заявлении о банкротстве необходимо указать (статья 39 Закона о банкротстве):
Подчеркну еще раз, что для выбора арбитражного управляющего кредитору достаточно указать в заявлении желаемую кандидатуру.
К заявлению прикладывается документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 6 000 рублей.
Если подача заявления не привела к быстрому погашению долга, начинается процедура наблюдения. Как действовать кредитору во время процедур банкротства, что такое «субсидиарная ответственность» и как эта самая ответственность может помочь кредитору, работает ли уголовная ответственность — в следующей части этой статьи.
Что делать кредитору, если его опередили с подачей заявления — в уже опубликованной статье: часть 1, часть 2, часть 3.
Присоединяюсь! Я от банкротств очень далека и в свое время за законодательством в этой сфере не следила. А так потихоньку, на уровне ликбеза....
Отличная статья!
Спасибо большое за такой понятный и четкий ликбез. У меня вопрос - от какой суммы долга целесообразно обращаться к арбитражным управляющим, чтобы расходы не превысили взысканную сумму?
Спасибо!
Тяжело однозначно ответить на этот вопрос.
Если должник вероятнее всего расчитается до рассмотрения обоснованности заявления о банкротстве (если он с активами, именем и т.п.) - то можно подавать заявление с минимально допустимой законом суммой. Для обычного должника - 300 тыс.
Если перспективы взыскания долга до введения процедуры не очевидны, то я бы учитывал возможные затраты, которые могут лечь на кредитора-заявителя, а это около 200 тыс. за процедуру наблюдения. Готов кредитор рискнуть этой суммой ради взыскания долга - можно подавать. Наверное, рисковать двустами тысячами ради возможного взыскания трехсот не целесообразно. А ради взыскания пары миллионов - почему бы и нет.
Богдан, добрый день.
Насколько я знаю, долговой порог для возбуждения дела о банкротстве остался прежним - 100 000 рублей для общей процедуры (пункт 5 статьи 4 482-ФЗ).
Пока да, согласен. При очень внимательном прочтении закона и до соответствующего приказа уполномоченного органа.
Свою подобную практику также на форуме выкладывал. Правда с нашими аргументами только апелляция согласилась. Первая инстанция посчитала, что 300.
В статье несколько забежал вперед и указал 300, т.к.:
а) судьи по разному смотрят, практика разнится;
б) скоро поправки в силу вступят(надеюсь), а статья надолго (тоже надеюсь).
Спасибо за внимательное прочтение и за комментарий!
Всегда с большим удовольствием читаю статьи автора. Умение рассказать простым языком о сложном - показатель высокого профессионализма.
Как быть если есть и решение и исполнительный лист на руках, но организация "пустая"...можно ли привлечь к субсидиарной ответственности генерального директора он же и учредитель, и возбудить банкротство в отношении уже него (физ лица)?
Для привлечения к субсидиарной ответственности директора есть ряд оснований - вывод имущества, непредоставление документов, несвоевременная подача заявлеия о банкротстве и т.п. Я не мугу дать оценку перспектив привлечения к субсидиарке, обладая такой ограниченной информацией. Как правило, перспективы привлечения к субсидиарке можно оценить во время процедуры наблюдения.
Что касается банкротства директора как физлица - пока нет. Возможно, после 1 октября, если вступление закона в силу опять не отложат.
«В итоге мы подали заявление о банкротстве. Предприятие рассчиталось в течение месяца.»
Да, это работает - но с оговоркой. Проблема в том, что во многих сферах деятельности круг заказчиков довольно небольшой, и получив деньги сегодня, завтра можно уходить с рынка: больше никто из серьёзных заказчиков с этой фирмой работать не будет. В серьёзной энергетике (деревенская котельная не в счёт), в связи (и так далее по отраслям) заявление о банкротстве должника - приём одноразовый, последняя песня кредитора. Поэтому кредиторы многих весьма серьёзных и состоятельных организаций порой ждут их милости годами. Рыдают, кладут зубы на полку, но не вякают.
Чрезвычайно интересная статья, молодец. Хороший стиль изложения, доходчивый и грамотный русский язык, отличное знание предмета. Сразу захотелось сотрудничать.