Добрый день!
Приобрести имущество банкрота за бесценок — кто об этом не мечтает? Скажем, купить почти новый лэнд-крузер за 1 рубль. Или квартиру. Или завод за 0,1% от его рыночной стоимости. Да хотя бы за половину цены, а потом или себе оставить, или продать подороже — вот был бы бизнес, правда? Фактически, золотая мечта любого инвестора. Да что там инвестора, каждый хотел бы этим заниматься! Аттракцион небывалой щедрости для всех! Или не для всех? Или, может, только для «своих»? Для тех, кто заказывает праздник? Давайте попробуем разобраться.
Итак, что представляет из себя процесс реализации имущества банкрота? Для начала, процесс этот законодателем описан в Федеральном Законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и в общем представляет собой следующий алгоритм:
- имущество реализуется на электронных торгах через аукцион, т.е. выставляется минимальная цена лота, участники которого могут претендовать на его покупку, повышая начальную цену;
- если лот не продан посредством аукциона, то он реализуется путем публичного предложения, т.е. цена лота со временем уменьшается, и участник может подать заявку на покупку при достижении цены определенного значения.
бесплатный доступ
Запись семинара
«Банкротство юридических лиц»
Вот тут, кстати, можно купить автомобиль за 1 рубль. Ну и как положено, такие большие возможности создают большое желание недобросовестных лиц на этом как следует навариться. С учетом отсутствия должного законодательного регулирования в этой сфере, последняя продолжает оставаться очень криминализованной, о чем я бы хотел поделиться с читателем в этой статье.
Как уже писалось в одной из предыдущих статей ранее, банкротство компаний, как, впрочем, и их регистрация или ликвидация на подставных лиц, обналичивание и так далее — все это является отдельным узкоспециализированным бизнесом, при этом, что немаловажно, весьма доходным. Это, в свою очередь, обуславливает определенный уровень внутренней конкуренции. Да-да, криминальный бизнес остается бизнесом, тут своя «воронка продаж», свой сарафанный маркетинг и пр. Криминал сегодня имеет европейские черты лица и «беловоротничковый» характер. И это заставляет участников криминального рынка сплотиться, разрабатывать и реализовывать все более качественные «схемы» совершения преступлений. Торги по банкротству не являются исключением из правил, тут кипит «своя кухня».
Отразить все аспекты этого преступного бизнеса в одной небольшой статье невозможно, но по мере движения вперед я постараюсь дать максимум информации. Но для начала хочу, что бы читатель осознал следующее: на имущество банкрота, реализуемое с торгов, главным претендентом является участвующее в деле о банкротстве лицо, будь то сам руководитель/участник общества, один из конкурсных кредиторов или сам управляющий, пытающийся наживаться в мутной водице.
Разберем пример: существует такая услуга в преступном мире, называется она «не заплатить кредитов, а имущество сохранить». Да-да, так прям и называется. В одном телефонном разговоре моего «подопечного» так и спросили: «А можно мне не не заплатить кредитов, а имущество сохранить?». Так и хочется добавить: «Грамм восемьсот, пожалуйста. И завернуть». И вот что интересно, так это то, что эта услуга вполне себе реализуема, причем массово!
Как работает: создавая фиктивную («дружескую», об этом писалось ранее) кредиторскую задолженность должник добивается утверждения кандидатуры нужного управляющего, который во-первых, обязан осуществлять сохранность имущества до момента его реализации, и во-вторых, назначает того, кто будет организовывать торги (при этом, он сам может быть таким организатором), и эта подконтрольная организация сделает все для того, что бы покупателем лота стал «свой» человек или организация. Тут в ход идут различные приемы, например, направление в адрес победителя конверта с пустыми листами вместо договора купли-продажи, в связи с чем договор не заключается, или договор все-таки заключается, но тут умышленно создаются проблемы с оплатой, и как следствие вышеперечисленных действий торги аннулируются, а задаток остается у управляющего.
В случае, если настойчивым инвестором все таки достигается цель и он чудесным образом побеждает в торгах, сам лот, если он не является недвижимым имуществом, просто утрачивается. Ну что ты будешь делать, просто взяли и украли с охраняемой территории какого-нибудь свечного заводика автомобиль или производственное оборудование весом 50 тонн за день до продажи имущества. Управляющий даже заявление в полицию подаст о краже! С недвижимым имуществом тоже свои «трюки», как пример: по лоту и всей документации к нему продаётся старый амбарный сарай с целью создать иллюзию его абсолютной неликвидности и ненужности. На деле же сарай оказывается ликвидным зданием, которое уходит за бесценок заказчику банкротства. Какими бы способами не достигались поставленные заказчиком банкротства цели, участвовать в торгах, в которых все: от большинства «дружественных» кредиторов, управляющего и организатора торгов заинтересованы в том, что бы вы не купили заранее ими заготовленный для себя сахарный кусочек банкротного пирога, противостоять им может оказаться процессом долгим и затратным. Зная это, многие участники торгов обходят такие процедуры стороной. Но именно этого и хотят недобросовестные управляющие и иже с ними — что бы никто не претендовал на имущество, которое они считают своим.
Резюмируя, имеем: торги по банкротству были, есть и останутся привлекательным бизнесом, в котором, обладая специальными познаниями, можно неплохо заработать. Но не стоит надеяться на быстрые и легкие деньги, тем более если вы новичок.