Привет, Регфорум!
Так уж повелось в России, что реорганизация в форме присоединения («с последующей ликвидацией правопреемника», как часто добавляют, рекламируя услугу) из вполне благопристойной международной практики merges&acquisitions (слияния и поглощения) превратилось в разновидность ухода от проблем. А часто – и от ответственности.
Материал устарел! Читайте актуальный материал по реорганизации тут.
Об одной такой истории из личного опыта я и хочу рассказать. Особенностью данного случая был тот факт, что наша компания выступала в качестве аутсорсинговой. Хотя та крупная компания, с которой нам выпала честь работать, и имела в своём штате весьма внушительный по размеру юридический отдел, руководство по каким-то соображения неудовлетворительно оценило квалификацию собственных юристов. И самое главное – руководство пустило чужих людей в свою вотчину, допустило к конфиденциальным документам. Учитывая особенности нашего клиента, это было большим достижением.Конечно, пусть в своей массе реорганизация в форме присоединения и имеет сомнительные коннотации, всё же есть и реальные M&A, как стратегическая оптимизация бизнеса.
Хотя в присоединении технически два этапа – уведомительный и завершающий, в действительности огромное значение имеет этап подготовительный. В самом деле, если речь идёт о реальных компаниях, а не конторке, которую срочно надо закопать (и желательно подальше, как будто сейчас не ХХI век, и плохие дороги защитят от ответственности), то подготовительный этап задаёт тон всей процедуре.
Итак, задача заключалась в присоединении одной из компаний, расположенной в Екатеринбурге, к одной из головных компаний холдинга в Санкт-Петербурге (да, я знаю, что «холдинг» – не более чем заимствование из английского языка, но, думаю, это более емкий и гибкий термин для описаний, порой, сложной структуры).
Присоединяемая компания к моменту начала реорганизации практически прекратила всякую деятельность, имея минимальное количество персонала. Имеющихся средств не хватало для завершения имеющихся взятых обязательств (но об этом чуть позже). В связи с этим, мы:
1) Уведомили всех работников присоединяемой организации о предстоящих изменениях. Как следует из ст. 75 Трудового кодекса РФ, работники присоединяемой организации обладают гарантией сохранения трудовых отношений с правопреемником. Во избежание проблем, мы решили заблаговременно закрыть этот вопрос, направив немногочисленным оставшимся сотрудникам уведомления (по собственной форме). В договоре о присоединении мы определили, что сотрудники должны быть уведомлены за 2 месяца до окончания реорганизации.
В реальности речь шла о полном прекращении работы присоединяемой организации: бизнес в этом регионе прекращался, поэтому сотрудники, получив уведомления, отказались работать на правопреемника, воспользовавшись таким правом в соответствии с ч. 6 п. 1 ст. 77 ТК РФ.
Разумеется, в других случаях всё может окончиться иначе, и сотрудники не изъявят желания уволиться.
2) Провели инвентаризацию всего имущества. Инвентаризация нужна как по чисто практическим причинам (всё-таки, у присоединяемого общества осталось некоторое имущество, пусть и незначительное), так и во исполнение пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
Отмечу, что в холдинге велся серьезный (почти военный) контроль за всем и вся, так что нашим сотрудникам не понадобилось выезжать для описи имущества. Всё необходимое было предоставлено нам заранее. Благодаря упомянутой дисциплине в акте об инвентаризации были упомянуты даже учебные материалы для персонала.
Каких-либо других (и ценных) активов у присоединяемого общества не было. Скорее даже наоборот – были долги перед контрагентами. Имевшейся дебиторской задолженности для погашения обязательств не хватало.
В соответствии с разработанным нами алгоритмом долги присоединяемого общества были погашены за счёт т.н. «помощи учредителей», что позволило рассчитаться с контрагентами. В свою очередь, участники простили долг компании в счёт увеличения чистых активов в соответствии с пп. 3.4. п.1 ст. 251 НК РФ.
3) подготовили проекты передаточного акта и договора о присоединении.
С передаточным актом всё было просто, т.к. до этого мы уже провели (точнее – сотрудники компании) инвентаризацию. Передаточный акт был составлен на последнюю дату отчетного периода, предшествующего дате принятия решения о реорганизации.
Что касается договора о присоединении, то, хотя закон и довольно обще подходит к его содержанию (п. 3 ст. 53 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» крайне лаконична), договор, как и любой другой, должен максимально подробно описывать процедуру реорганизации и результат на выходе.
Конечно, в нашем случае речь шла о присоединении одной из компаний холдинга, поэтому какие-либо спорные моменты изначально отметались как в принципе невозможные. Однако в любом другом случае участникам всех участников реорганизации следует внимательнейшим образом отнестись к тексту договора.
Наиболее важным будет распределение долей участников после окончания реорганизации. Каких-то нормативов, согласно которым распределение осуществляется этим или иным образом нет, данный вопрос носит исключительно договорной характер.
Более того, закон не воспрещает вовсе не вводить участников присоединяемого общества в правопреемника, и подобные случаи в практике есть. Однако, что дозволено теорией, на практике обычно оканчивается тупиком, и регистрирующий орган часто не позволяет осуществлять регистрацию изменений в правопреемнике до ввода участников присоединенного общества.
Закончив важный подготовительный этап, мы переходим к этапу уведомительному.
Одной датой участниками реорганизации были приняты решения (напомню, что в соответствие с абзацем 2 п. 8 ст. 37 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» решение по вопросу о реорганизации принимается всем участниками единогласно), которые содержали следующие вопросы повестки дня:
Последний пункт необязателен, в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, эта обязанность либо определяется решением, либо исполняется обществом, последним принявшем решение о реорганизации.
Следует отметить, что, согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ, присоединяемое общество должно также принять решение об утверждении передаточного акта.
Той же датой был подписан договор о присоединении.
После этого у нас было 3 дня на уведомление регистрирующего органа, как это следует из абзаца 1 п. 1 ст. 60 ГК РФ и п. 1 ст. 13.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обществом, ответственным за уведомление, мы определили присоединяемое юридическое лицо, по практическим соображениям: оно находилось в одном с нами регионе.
В регистрирующий орган были представлены следующие документы:
Через три рабочих дня мы получили на руки листы записи на каждое из обществ о начале процедуры реорганизации. Благодаря нововведениям федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ мы были избавлены от необходимости дополнительно уведомлять территориальную налоговую инспекцию и внебюджетные фонды.
Далее в нашей работе случился небольшой казус. Дело в том, что в соответствии со ст. 7.1. федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о реорганизации подлежат опубликованию в новом реестре – ЕФРСФДЮЛ. Хотя обязанность опубликования таких сведений лежит на ФНС, мы обнаружили запись о реорганизации только в отношении основного общества. А вот присоединяемое общество почему-то забыли.
Мы честно пытались исправить эту проблему (хотя она и не была нашей), досаждали звонками ЗАО «Интерфакс», являющееся оператором ЕФРСФДЮЛ, вместе с сотрудниками налоговой обновляли сведения в реестре… Всё оказалось без толку, в итоге так в реестре сведения о реорганизации присоединяемого общества не появились, что противоречит самой цели создания ЕФРСФДЮЛ.
Получив заветные листы записи, мы, в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ и п. 1 ст. 13.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», занялись публикациями в «Вестнике государственной регистрации». Поскольку к заключительному этапу мы могли приступать только по истечению 90 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации и одного месяца после повторной публикации сообщения, медлить было нельзя.
На данном этапе часто возникает вопрос, следует ли отдельно уведомлять кредиторов. В рассматриваемом случае вопросы с кредиторами мы уладили заранее, но в целом мы всегда придерживались точки зрения, что да, это необходимо делать – ценными письмами с описью содержимого, с уведомлением о вручении.
Публикацию сообщений мы осуществили в ручном режиме, хотя до этого пользовались подачей с помощью ЭЦП – такого было желание клиента, опасавшегося каких-то неполадок. Дело хозяйское, как говорится.
При создании сообщения для публикации рекомендую внимательно относится к автоматическому генератору. Например, в автоматически генерируемом сообщении указываются контактные данные только по одному участнику реорганизации, хотя такая информация должна быть для каждого участника. Ну и плюс масса стилистических огрехов.
Пока шёл процесс публикации сообщений в «Вестнике государственной регистрации», мы занялись совместным общим собранием участников обществ. В соответствии с договором о присоединении было определено, что такое собрание должно быть организовано не позднее 90 дней с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале реорганизации. В договоре на этот случай предусматривался уведомительный период – за 10 дней до проведения собрания предписывалось уведомить всех участников.
На общем собрании участников были рассмотрены следующие вопросы:
Что касается формы протокола, то мы использовали, несколько отредактировав, протокол общего собрания ООО по состоянию на 2016 год.
К тому моменту, когда предстоял ответственный этап прекращения деятельности присоединяемого общества, мы порекомендовали еще раз проверить отсутствие претензий со стороны налоговой инспекции и Пенсионного фонда. Благодаря отличной бухгалтерии проблем с недоимками не возникло.
Если же говорить о ПФР, то здесь присоединяемое общество должно было представить сведения персонифицированного учета, в соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 37 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.
Как следует из вышеуказанных норм, представить отчетность в ПФР следует не ранее месяца с даты утверждения передаточного акта, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов о прекращении деятельности присоединяемого общества.
При этом, некоторые отделения ПФР еще выдают бумажные справки (заставляя пробежаться по кабинетам с «бегунком», на котором проставляются визы различных подразделений ПФР), а некоторые уже окончательно перешли на электронный документооборот с ФНС. В нашем случае справку дать отказались наотрез, но мы в последний день перед подачей еще раз посетили ПФР и убедились, что нам дают «зеленый свет».
Дождавшись окончания срока, мы, наконец-то, приступили к завершающему этапу. Речь идёт о представлении в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности присоединяемого общества и об изменении в основном обществе (как правило – это увеличение уставного капитала и изменение состава участников).
Часто рекомендуется представлять указанные комплекты документов одновременно, но это не более чем практическая рекомендация. В нашем случае мы и вовсе сначала дождались прекращения присоединяемого общества, и только потом подали документы об изменениях в основном обществе.
Оба комплекта документов подаются в регистрирующий орган по месту нахождения основного общества.
Для присоединяемого общества это:
По истечению пяти дней мы получили лист записи о прекращении деятельности присоединяемого общества. Дело оставалось за малым – внести изменения в основное общество.
Удостоверившись, что прекращение деятельности присоединяемого общества завершилось успешно, мы подали следующий комплект документов:
Вновь томительное ожидание, и вновь успех. Мы получили на руки лист записи о внесении изменений в учредительные документы основного общества и оригинал устава. Поскольку у присоединенного общества не было никакой собственности, требующей переоформления (интеллектуальной, недвижимой и т.д.), а все отношения с контрагентами мы завершили заблаговременно, реорганизация была завершена.
Надеюсь, мой личный опыт (хотя, разумеется, это был коллективный труд сотрудников нашей компании) поможет и вам. Реорганизация проста только как набор регистрационных действий, на самом деле – это длительная комплексная процедура, часто – ничем не похожая на другую, в которой огромную роль играет состояние (финансовое, документарное) всех участников реорганизации.
Интересный отчет, но есть несколько вопросов.
И да, бух отчетность сдали за присоединяемую организацию?
https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6153323/
29.08.2016 09:30
По закону при увеличении уставного капитала общество с ограниченной ответственностью обязано представить для государственной регистрации изменений нотариально заверенное решение об увеличении своего уставного капитала.Однако уставный капитал может увеличиться благодаря вкладам других обществ, которые присоединяются в результате реорганизации. В этом случае предоставлять заверенное решение об увеличении уставного капитала не нужно.К такому выводу ФНС России пришла по итогам рассмотрения жалобы на отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью.
По аналогии с вышеуказанным, нет необходимости в нотариальном удостоверении протокола совместного собрания реорганизуемых обществ.
Думаю, что здесь ошибка, имелась ввиду статья 59(Передаточный акт), а не 53 ГК РФ?«Следует отметить, что, согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ, присоединяемое общество должно также принять решение об утверждении передаточного акта.»
ГК РФ точно указывает срок – 3 месяца:
П.4 ст.57 ГК РФ «Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1)».
П.1 ст.60 ГК РФ «Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.
Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом».
"Учитывая вышеизложенное, документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как тридцати дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации", так и истечения трех месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации" - из письма Письмо ФНС России от 28.09.2015 N 14-1-03/0063@.
Хорошо, признаем Вашу правоту в данном вопросе.
Но объясните, пожалуйста, каким образом у Вас получается 60 дней:
(для простоты возьмем месяц, начинающийся с понедельника (01 число))
- подаем 12 форму в понедельник 01-го, в пятницу 05-го получаем лист записи о начале процедуры реорганизации;
- до среды 10-го подаем 1-ую публикацию в Вестник на 17-е и 2-ую публикацию на 21-е следующего месяца
- после 2-ой публикации в Вестнике ждем еще 30 дней (21-е число третьего месяца)
- подаем 16 формы 22-го числа третьего месяца и получаем листы записи 30-го числа третьего месяца
И где это чуть больше 60 дней - получается около 90 дней.
P.S. При соблюдении трехмесячного срока от даты внесения записи о начале процедуры получается 3 месяца и 12 дней. Разница безусловно есть, но небольшая.
Вот-вот: 81 день неделя на 12 форму - 30.03.2017
При трехмесячном варианте: 12.04.2017 (день космонавтики)!)))
Как Вы справедливо отметили, будет критична подача в Вестник. Если потянуть время, то попадаем еще на неделю...
А в случае трех месяцев запас времени на Вестник есть. Конечно, не очень много, но приятная небольшая страховка...
Мы работаем по трехмесячному варианту.
Как говорил Швейк: "Мне лишней пары шагов не жалко".)))
На пару недель опоздать с Вестником - это уже полная потеря памяти.)))
На нашей памяти в худшем случае на неделю опаздывали...
здравствуйте!«Как следует из вышеуказанных норм, представить отчетность в ПФР следует не ранее месяца с даты утверждения передаточного акта, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов о прекращении деятельности присоединяемого общества.»
Добрый день! подскажите, кто сталкивался с такой ситуацией. Реорганизация в форме присоединения. Общество 1 - основное общество, к нему присоединяется Общество 2, Общество 3, Общество 4. При этом Общество 1 является участником у Обществ 2,3,4 на 95 % доли в каждом. Общество 2 имеет 5% доли в Обществе 3. Общество 3 имеет 5% доли в Обществе 2. Общество 3 имеет 5% доли в Обществе 4. По итогу реорганизации к Обществу 1 присоединились Общества 2,3,4. В свою очередь Общество 2 и 4 имеют по 100% доли в Обществах 5 и 6. После реорганизации получается, что Общество 5 и 6 остается без участников 2 и 4, так как они присоединились к Обществу 1, но изменения в ЕГРЮЛ автоматически не вносятся. Что делать в этом случае Обществу 1, чтобы в выписке из ЕГРЮЛ появились сведения о нем как об участнике обществ 5 и 6?
Спасибо.
Добрый день!
Большое спасибо за ответ!
В связи с тем, что надо подавать заявление 14001, возникли еще вопросы, правильно будет заполнить лист В раздел внесение изменений о новом участнике, а далее раздел 3, 4; лист Р заявитель руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - правопреемника реорганизованного юридического лица - участника общества с ограниченной ответственностью; заявитель действует от имени правопреемника (в моем случае Общество 1) и далее сведения о заявителе генеральный директор.
Также подать в налоговый орган копию листа о реорганизации общества 2 или во втором комплекте общества 4 или еще приложить листы записи выданные в отношении Общества 1; протокол совместного общего собрания участников о реорганизации