Посты
27
Лайки
326

Десять новых положений Налогового кодекса, значимых для бизнеса

  • 24 мая 2016 в 12:54
  • 11
  • 0

    Недавно писала краткий пост об изменениях ключевых для бизнеса положений Налогового кодекса, часть из которых вступит в силу уже в июне этого года (Федеральный закон № 130-ФЗ от 01 мая 2016 года). Напомню, что большинство поправок затрагивает порядок взаимодействия налогового органа и налогоплательщика. Также законодатели ввели новые положения в порядок проведения и обжалования налоговых проверок. На мой взгляд, это особенно важно, так как в данной сфере давно не было никаких новшеств. В этом посте — подробный обзор десяти главных изменений в Налоговом кодексе, которые заработают в 2016-2017 годах. 

    Первое. Налогоплательщик сможет лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы в налоговой инспекции (п. 2 ст. 140 НК РФ). Отмечу, что это будет касаться не всех решений по выездным проверкам, а только тех случаев, когда в случае рассмотрения апелляционной жалобы выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в материалах налогового органа, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщикам, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа. Напомню, что ранее апелляционные жалобы всегда рассматривались без участия налогоплательщика. Теперь налогоплательщик получит возможность лично высказаться в вышестоящем налоговом органе в защиту своей позиции. Есть надежда, что если этот новый механизм будет работать, то больше решений будет отменяться на стадии апелляционного обжалования.

    Второе. Внесены изменения в ст. 101 НК РФ, которые затрагивают интересы налогоплательщика и его права на защиту своей позиции. Ранее четко в НК РФ не было прописано, что налогоплательщик вправе по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы) предоставить свои возражения, а налоговый орган обязан рассмотреть их, вместе с дополнительными материалами и актом проверки.

    Третье. Теперь налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Положения пункта 6.1 статьи 101 НК РФ (в редакции ФЗ от 01.05.2016 N 130-ФЗ) применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу вышеуказанного закона, т.е. это нововведение начнет действовать после 2 июня 2016 года.

    Четвертое. Кроме этого в соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 101 НК РФ в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым налогоплательщиком письменные возражения должны быть рассмотрены руководством налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения в течение 10 дней со дня истечения 10–ти дневного срока на написание возражений по результатам дополнительных мероприятий налоговой инспекцией принимается итоговое решение по результатам проверки.

    Это очень важный момент для любого налогоплательщика в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, так как в результате дополнительных мероприятий налоговый орган обычно собирает новые доказательства, чтобы усилить свою позицию. Поэтому, зачастую на практике дополнительные мероприятия налоговики проводят в том случае, когда по итогам возражений понимают, что доказательств нарушений, вменяемых в акте налоговой проверки, для вынесения решения о виновности налогоплательщика оказывается недостаточно. Теперь и для новых доказательств законодатели предусмотрели процедуру возражения на них и рассмотрения этих возражений.

    Таким образом, если вся вышеуказанная процедура будет нарушена, то в соответствии с пп. 14 ст. 101 НК РФ - это будет основанием для отмены решения налогового органа. Это важное изменение, которое даст больше возможностей налогоплательщикам для защиты своей позиции, а также дисциплинирует налоговых инспекторов и заставит их следовать предусмотренной законом процедуре.

    Это нововведение будет действовать при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу закона № 130-ФЗ, т.е. после 2 июня 2016 года.

    Пятое. Уточнен порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки (абз. 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ). Налогоплательщик вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений по акту проверки и по доп. мероприятиям налогового контроля. Налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.

    Отмечу, что ранее срок исполнения обязанности налогового органа по ознакомлению с материалами звучал так: «не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки». Такая формулировка на практике вела к злоупотреблениям: налогоплательщик подавал заявление об ознакомлении заблаговременно, а налоговый орган тянул время, пока не оставалось два дня до дня рассмотрения материалов. Эта искусственно созданная налоговиками ситуация нарушала права налогоплательщика на предоставление возражений.

    Также обратите внимание на новое положение, которое предписывает, как должно проводиться ознакомление с материалами (абз. 2 п. 2 статьи 101 НК РФ). Теперь ознакомление должно проходить путем визуального осмотра, возможно изготовление выписок и снятие копий. По окончанию ознакомления должен составляться протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

    Ранее на практике налоговые органы знакомили налогоплательщиков с материалами так, как им было удобно: «это дадим, это не дадим, это у нас в электронном виде, можете сесть тут и посмотреть у нас в компьютере…» Такой подход зачастую лишал налогоплательщика возможности в спокойной обстановке и в полном объеме ознакомиться с материалами проверки и написать толковые возражения.

    Шестое. Меняется порядок подачи пояснений на камеральных проверках по НДС – теперь их можно будет подавать только в электронном виде. Остается и другой вариант — компания сможет представить уточненную декларацию по НДС. Уже с 1 января 2017 года пояснения на бумаге налоговые инспекторы больше принимать не будут. Если налогоплательщик не представит нужные налоговикам документы, то компанию ожидает штраф: за первое нарушение оштрафуют на 5 тыс. рублей, за повторное нарушение в течение года — на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).

    Седьмое. Компании смогут подавать на проверку документы в виде подшивки. Сейчас налогоплательщики формируют пачки по 150 листов в каждой в соответствии с рекомендациями Минфина (письмо от 29.10.15 № 03-02-РЗ/62336). Новое положение о подшивке закрепят в НК РФ, а ФНС предстоит утвердить правила оформления подшивки и листов в ней. На мой взгляд, это долгожданное и правильное изменение, которое поставит точку в многолетнем споре, как правильно заверять предоставляемые по требованию налоговиков документы. Ранее многие налоговые инспекции просили заверять каждый лист! Это нововведение уменьшит подчас огромный объем бумажной работы для налогоплательщика.

    Восьмое. Установлен срок, в течение которого недавно созданная компания должна наладить электронный документооборот с налоговой инспекцией. С 1 июля 2016 года на это будет отведено 10 рабочих дней после возникновения такой обязанности у организации.

    Девятое. Со 2 июня 2016 года налоговые декларации и форматы к ним будут вступать в силу через два месяца после опубликования, а не как сейчас через 10 дней. Это плюс как для бизнеса, так и для налоговых органов: времени на изучение новой отчетности у налогоплательщика будет достаточно, сократится количество ошибок и уточненных деклараций.

    Десятое. Если организация применяет льготы по налогам, то теперь ИФНС вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Ранее инспекторы имели право требовать у налогоплательщика только документы.

    Со 2 июня 2016 года инспекторы смогут запрашивать в ходе камеральной проверки деклараций, в которых заявлены льготы, документы и пояснения к ним. Налогоплательщик должен предоставить пояснения в письменном виде в течение пяти дней с момента получения требования. 

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом