Федеральный закон №209-ФЗ от 29 июня 2015 года внёс в Федеральный закон №14-ФЗ от 8 февраля 1998 года (об ООО) изменения в части введения возможности использования типовых уставов.
В соответствии с этим в подпункте 2 статьи 11 14-ФЗ указано, что:
"В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам... об утверждении устава общества либо о том, что общество действует на основании типового устава".
В статье 12 14-ФЗ указано, что:
"1. Общество действует на основании утверждённого его учредителями (участниками) устава общества либо типового устава.
О том, что общество действует на основании типового устава, общество сообщает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
4. Участники общества, действующего на основании типового устава, вправе в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, и утвердить устав общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом...
Участники общества, действующего на основании устава, утверждённого учредителями (участниками) общества, вправе в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава. Сведения о том, что общество действует на основании типового устава, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц".
Таким образом, учредители общества при его учреждении могут выбрать либо один из вариантов Типового устава (а их, как утверждают в Минэкономразвития, будет несколько), либо утвердить собственный "бумажный" устав. В дальнейшем участники общества могут принимать решения о переходе с одного вида устава на другой: с типового на "бумажный", с "бумажного" на типовой и т.д. и сообщать (представлять сведения, регистрировать изменения) об этом в регистрирующий орган.
209-ФЗ внёс изменения в подпункт 2) пункта 2 статьи 33 14-ФЗ.
До этих изменений указанный подпункт выглядел так:
"2) изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества".
209-ФЗ добавил в него вопрос об утверждении устава. Т.е. об утверждении не новой редакции устава, а устава в случае, когда в дальнейшем общество не будет действовать на основании типового устава.
Теперь в подпункте 2) пункта 2 статьи 33 14-ФЗ указано, что:
"К компетенции общего собрания участников общества относятся:
2) утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава...".
Иных указаний о порядке перехода общества с одного вида устава на другой 14-ФЗ не содержит. Правда, вызывает некоторое недоумение, что решение об утверждении устава общества идёт прежде, чем решение о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава. Но это не может смутить нас – в пункте 4 статьи 12 14-ФЗ указана верная последовательность действий.
Порядок взаимодействия с регистрирующим органом в части выбора определённого вида устава (типового или "бумажного") при создании общества или при переходе с одного вида устава на другой определён Законом 129-ФЗ. В частности, это: пп. в) ст. 12; пп. б) п. 1 ст. 14; пп. б) п. 1 и п. 2.1. ст. 17. Там всё подробно расписано и больших вопросов пока не вызывает. Подождём, когда выйдут Требования.
В подпунктах б) и в) пункта 1 и пункт 2.1. статьи 17 129-ФЗ указано, что:
"1. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах...
2.1. Для государственной регистрации изменений, связанных с принятием участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
В случае, если участниками юридического лица принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются заявление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, и решение участников юридического лица, указанное в настоящем абзаце".
Таким образом, при регистрации изменений о том, что в соответствии с принятым решением, общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава, в регистрирующий орган необходимо подать заявление Р14001 и указанное решение.
При регистрации же изменений о том, что в соответствии с принятым решением, общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, как видно из текста статьи 17 129-ФЗ, такое решение в регистрирующий орган подавать нет необходимости. В регистрирующий орган необходимо подать заявление Р13001, решение об утверждении устава, утверждённый этим решением устав в двух экземплярах и документ об уплате государственной пошлины. Правда, 129-ФЗ такой устав именует по старинке "новой редакцией", но это, считаю, очередной недогляд законодателей (ещё об одной подобной несуразности смотри ниже). Впрочем, возможно, ошибаюсь я, а не они.
А что происходит с уставом общества, в случае, когда учредители утвердили собственный "бумажный" устав, а через некоторое время участники приняли решение о переходе на типовой? Он утрачивает силу безвозвратно или "уходит в анабиоз" на период действия типового устава? Очевидно, что утрачивает навсегда, т.к. законом не предусмотрены различные варианты действий участников для "воскрешения" ранее действующего "бумажного" устава (если таковой был в обществе) и для перехода на "бумажный" устав впервые. Действие участников по отношению к уставу и в том, и в другом случае одно: принятие решения об утверждении устава.
Но, возникает вопрос, каким количеством голосов от общего количества голосов участников общества может быть принято решение о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава и решение об утверждении устава?
Ответ, кажется, содержится в пункте 8 статьи 37 14-ФЗ:
"Решения по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также по иным вопросам, определённым уставом общества, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества".
Наверное, это – большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества. Но так ли это?
14-ФЗ содержит целый ряд положений о внесении в устав изменений, решение о которых может быть принято только всеми участниками общества единогласно. Это, в частности:
При учреждении общества проще – там устав, как "бумажный", так и Типовой, утверждается всеми учредителями единогласно, что бы в нём не содержалось.
При переходе же от типового устава к "бумажному", если и в случае участники посчитают разумным включить в него одно или несколько из приведённых выше положений, то они (я так считаю) должны голосовать за каждое из них по отдельности. И принятыми будут считаться только те, за которые все участники общества проголосовали единогласно. После этого утверждается весь устав общества, включающий в себя принятые положения. Для этого достаточно двух третей голосов всех участников общества.
Нужно ли отдельно принимать решение о переходе с типового устава на "бумажный"? Я считаю, что утверждение устава и есть решение о таком переходе. Тем более, что его даже в регистрирующий орган 129-ФЗ не требует представлять. Но это моё личное мнение.
Так же обстоит и с переходом от "бумажного" к типовому уставу. Если типовой устав содержит одно или несколько из приведённых выше положений, то независимо от того, содержались они или нет в "бумажном" уставе, решение о переходе к такому типовому уставу может быть принято только всеми участниками единогласно. Об инструкциях, как переходить на тот или иной типовой устав должны позаботиться его разработчики. И эти инструкции не должны быть ДСП.
209-ФЗ внёс в 14-ФЗ и иные изменения. Некоторые показались мне забавными.
Так пункт 5 статьи 5 14-ФЗ:
"Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц".
он заменил на:
"Филиалы и представительства общества должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц".
А при этом абзац 3 пункта 4 статьи 12 14-ФЗ:
"Изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию."
дополнил лишь после слов "устав общества," словами "утверждённый учредителями (участниками) общества".
Но это — уже совсем иная история.
=======================
Далее — тексты Типовых уставов, их содержание, описание и инструкции по их применению.
Увидит ли Типовой устав свет в конце тоннеля?