Добрый день, уважаемые коллеги! Президент РФ 30.11.2016 подписал почти 100-страничный пакет поправок в НК РФ. Среди большого количества изменений есть одно очень важное для бизнеса – налоговики смогут взыскивать неуплаченные налоги компании с аффилированных физических лиц. Например с владельцев компании или акционеров (в случае перевода на них активов).
Поправки внесены в восьмой и девятый абзацы подп. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса. Новая норма уже вступила в силу с 30 ноября 2016 года. Именно эта поправка перекроет еще один способ, которым пользовался бизнес, уходя от налоговых долгов. Фактически не нарушая закон заинтересованные компании выводили из-под контроля государства свои активы, персонал и контрактные базы, когда над их бизнесом нависала угроза банкротства.
Раньше взыскать налоговую задолженность государство могло только с аффилированных организаций, когда налоговики уличали компании-банкроты в выводе активов на «родственные» структуры. Теперь бизнес уже не сможет спасать свои активы этим способом потому что, если вывести активы на физических лиц или ИП, весь налоговый долг переходит на новых «собственников». Если кто-либо предложит вам использовать эту схему в ближайшем будущем, то мы полагаем, что прямо сейчас Вы уже знаете, что делать.
Кроме этой (для кого-то жизненно важной) поправки вступили в силу и другие заметные изменения Налогового кодекса.
Продлен коэффициент-дефлятор по ЕНВД на 2017 год на текущем уровне. Малый бизнес может выдохнуть — налог останется неизменным, обещанного ранее Минфином повышения в следующем году не будет.
Установлена возможность оплачивать налоги за другого человека или за другую компанию. Изменения в статью 45 НК РФ обсуждались давно и государство рассчитывает, что такие новшества снизят объем недоимки и минимизирует задолженности по пеням и штрафам. По сути, бюджету нет никакой разницы, кто ему заплатит налоги и недоимку. Бизнесу — тем более — лишь бы выполнить «обязательную часть программы». Теперь директор или учредитель компании, когда у них есть деньги на счете, а у компании — нет, могут «дать взаймы» своему бизнесу и рассчитаться с налогами, не создавая ненужных пеней и штрафов. В нашей практике была ситуация, когда при закрытии компании клиенту насчитали недоимку в 2 рубля и ее надо было во что бы то ни стало заплатить, а счет уже закрыт и не работал. Пришлось из-за двух рублей решать кучу проблем, которые возникли фактически на ровном месте. В ближайшее время ФНС должно будет разъяснить налогоплательщикам, как платежи от третьих лиц нужно будет учитывать в финансовой отчетности всех участников транзакции. Кроме того, для налоговиков однозначно усложнится процедура администрирования налогов. Однако выгода, которую получит бюджет, будет больше, чем сложности, которые со временем будут решены.
Введена удвоенная пеня за просрочку по уплате налогов свыше 30 дней (1/150 ключевой ставки ЦБ вместо 1/300) для организаций, тогда как для физлиц и ИП сохраняются пени в размере 1/300 ставки ЦБ. С одной стороны, это негативный момент для бизнеса, с другой стороны, это справедливо в тех ситуациях, когда нужно приструнить злостных недоимщиков.
Не будут подлежать ценовому контролю сделки по беспроцентному займу. С 2017 года сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Поэтому ФНС проверять эти сделки на предмет рыночности цен не сможет. Этот момент поставит точку в вопросе опасно или нет выдавать беспроцентные займы и какие претензии по ним будет предъявлять налоговая инспекция.
Принята норма, которая позволит региональным властям отсрочить до 1 мая 2017 года начисление пеней за неуплату налога на имущество, рассчитанного по кадастровой стоимости недвижимости. Например, в Москве граждане уже могут уплатить имущественные налоги за 2015 год по кадастровой стоимости не 1 декабря 2016 года, а на пять месяцев позже.
Богдан, Вы верно уловили смысл статьи. Данные поправки в НК РФ повысили (на мой взгляд, значительно) вероятность взыскания средств с зависимых лиц вне банкротства. Также в материале нигде не указано, что данные поправки перекрывают списание налоговых долгов путем банкротства – эта процедура по-прежнему единственный законный способ решения данной проблемы.