Здравствуй, Регфорум! О существовавшей до 2013 года схеме приращения населенных пунктов окрестными лесами в свое время даже писали в прессе. Проводились торги на право заключения договоров аренды мало кому нужных лесных участков с непопулярными видами использования, расположенных в непосредственной близости от населенных пунктов. Арендаторы участков добивались на основании ст. 4.1 ФЗ «О введение в действие ГрК» № 232-ФЗ от 18 декабря 2006 года включения земельных участков в границы населенных пунктов. Регистрировалось право собственности на какой-нибудь экзотический объект, который могли тогда счесть недвижимостью. Затем участок приобретался в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ. В 2013 году законодательство изменилось, массовое использование схемы прекратилось.
С 11 августа 2017 года законодатель возвращает старую схему в несколько обновленном виде. В силу ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта. До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством. Следовательно, при принятии ПЗЗ и градостроительного регламента вид разрешенного использования такого участка может измениться.
Для участков из земель лесного фонда, у которых не все границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта, тоже предусмотрели возможность сменить категорию земли.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ при наличии в ЕГРН сведений об отнесении земельного участка к иной категории земель, чем земли лесного фонда, если даже это противоречит сведениям ГЛР, лесному плану субъекта, принадлежность земельного участка к определенной категории земель по общему правилу определяется в соответствии со сведениям ЕГРН. Если в результате проведения кадастрового учета путем внесения данных о границах земельного участка в ЕГРН земельный участок оказывается в границах населенного пункта, земельный участок при соблюдении некоторых условий считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах, иных документах и реестрах. Таким образом, проводя границу населенного пункта по границе участка из земель лесного фонда, вовремя внеся сведения в ЕГРН, можно включить участок из земель лесного фонда в состав населенного пункта.
Если весь участок из земель лесного фонда не нужен в составе поселения, то и для этого случая есть подходящая норма. На основании ст. 7 Федерального закона от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами других участков. Сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР, если сведения о них не включены в ЕГРН, имеется пересечение границ смежных земельных участков, прекратился договор аренды лесного участка. Вводится упрощенный порядок устранения реестровой (в использовавшейся ранее терминологии кадастровой) ошибки при уточнении границ земельных участков смежных с лесными. Выходит, границу лесного участка можно поправить, забрав только часть территории. При пересечении границ лесного участка с границами иного участка, границы иного участка получают приоритет, а границы лесного участка можно изменить по упрощенной процедуре.
Остроты ситуации добавляет массовое отсутствие сведений о фактических границах лесных участков в ЕГРН.
Леса могут располагаться как на землях лесного фонда, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, так и на землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
При этом, эксплуатационными, по целевому назначению, лесами могут быть только леса, расположенные на землях лесного фонда. Леса на землях иных категорий являются защитными. В отношении защитных лесов ограничен перечень допустимых видов использования лесов (ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, ст. 102 Лесного кодекса РФ). Вся полнота предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса видов использования лесов может быть установлена только для эксплуатационных лесов. За счет включения лесных участков в состав земель населенных пунктов такие участки сразу утратят целевое назначение эксплуатационных или резервных лесов, став защитными. Изменение целевого назначения влечет изменение видов разрешенного использования. Вывод земельного участка из земель лесного фонда радикально меняет судьбу этой земли и прекратит прежнюю деятельность на лесном участке, если она велась на нем. Кроме того, возникает вопрос сохранения статуса лесных для участков, чья категория меняется.
Будет ли в их отношении разрабатываться документация по лесоустройству и проектированию лесов или градостроительная документация?