Добрый день, коллеги!
В процессе исполнения контрактов, к сожалению, нередки случаи ненадлежащего исполнения подрядчиком либо исполнителем своих контрактных обязательств.
В настоящей публикации освещен вопрос, насколько заказчик правлмочен оплачивать не всю сумму, предусмотренную условиями Контракта, а соразмерно объему выполненных работ (оказанных услуг).
На основании ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие положения о подряде (статьи 702 — 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739) применяются к договору возмездного оказания услуг.
В силу ч. 1 ст. 723 ГК РФ, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
Таким образом, уменьшение заказчиком цены соразмерно объему выполненных работ (оказанных услуг) является одним из механизмов защиты прав заказчика при ненадлежащем исполнении контрагентом обязательств по выполнению работ (оказанию услуг).
Данная позиция содержится также в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 13.05.2013 № 19371/13 (см. Вложение).
Особо следует отметить в вышеназванном Постановлении позицию Президиума ВАС РФ, признавшим ошибочными доводы суда кассационной инстанции, согласно Постановлению которого, цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг. В связи с этим уменьшение объема оказываемых по государственному контракту услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта.
Иной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
На основании вышеизложенного, действие заказчика по оплате услуг соразмерно их фактическими объему являются не противоречащими законодательству Российской Федерации.