Коллеги и читатели, здравствуйте!
Прошло уже почти 10 месяцев с момента вступления в силу Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее - Закон № 422-ФЗ) и на сегодняшний день вопросов со стороны бизнеса больше чем ответов. Ввиду того, что практика применения Закон № 422-ФЗ еще не сформировалась, то приходится самим искать оптимальные решения в целях минимизации возможных налоговых последствий для бизнеса.
Детально описывать риски при работе с самозанятыми не буду, так как это достаточно емко сделано в статье коллеги Самозанятые: риск для бизнеса или возможность налоговой экономии?. Попробую описать риски с точки зрения своего личного опыта разработки схемы работы с самозанятым (для нас он исполнитель по договору оказания услуг).
Прежде чем перейду к описанию ситуации, хотелось бы отметить, что краеугольным при работе на основе подобной схемы это полное понимание исполнителем того, что все отношения между ним и заказчиком не носят характер трудовых.
«Компания привлекла физическое лицо для оказания им юридических услуг. Физическое лицо с данной компания ранее ни в каких отношениях не состояло». Дополнительное условие: «Исполнитель в период оказания услуг находится на территории Заказчика».
Ограничения, которые предусмотрены 422-ФЗ рассматривать не будем, так как в нашей ситуации физическое лицо ранее с компанией не взаимодействовало и поэтому под соответствующие ограничения мы не попадаем и следуем «букве» указанного выше закона.
Итак, рассмотрим более детально решение нашей ситуации.
При разработке договора следует в обязательном порядке следует указывать следующие положения (на мой взгляд конечно):
Как мы все понимаем, что если налоговая инспекция посчитает данные отношения трудовыми, то при доначисление НДФЛ и страховых взносов указанные формулировки нам не помогут. Но, поскольку мы как добросовестный налогоплательщик понимаем, что в суде при оспаривании решения налогового органа нам будет проще донести свою позиции и обосновать нашу добросовестность.
При разработке схемы воздействия также возник вопрос, а как зафиксировать срок договора и стоимость, оказанных услуг все опять же из-за опасений признания данных отношений трудовыми и последующих доначислений.
Срок договора – три месяца. Так отношения с данным физическим лицом планируются длительные, то договор — это своего рода гарантия для физического лица, что его не «кинут».
Цену договора мы не стали указывать намеренно и определили ее, как договорную, указав в том числе, что она определяется по соглашению сторон с учетом объема/сложности выполненной работы/оказанной услуги. И опять же возник вопрос, больше со стороны нашего физического лица, а заплатят ли ему в итоге то, о чем были достигнуты договоренности. Тут нашелся следующий выход из ситуации, утвердили и подписали примерный график платежей по договору.
Стоит отметить, что график в нашем случае это не только гарантия соблюдению договоренностей, но и планирование платежей по договору таким образом, чтобы в последующем налоговая не смогла использовать в качестве довода для возможных доначислений. Естественно, график платежей не хранится в комплекте документов, а лежит где-нибудь в отдельном ящике.
При формировании графика платежей надо учитывать то обстоятельство, что платежи по договору не рекомендуется привязывать к датам выплаты заработной платы и размер, указанных платежей должен быть постоянно разным. Так, например, при согласованном размере цены договора 100 000 (сто тысяч) рублей за месяц, мы разбили следующим образом: 45/55%, 39/61%, 57,5/42,5%. Оплата в течении пяти рабочих дней после подписания акта. Периодичность платеже по договору мы определили, как не ранее чем 14 календарных дней с момент последнего акта.
От себя также хотелось бы добавить, как говорил один мой знаковый: «Чем больше бумаги, тем чище «одно» место». Поэтому, в качестве еще одного совета хочу указать, не стесняйтесь прописывать дополнительные условия оплаты по договору и привязывать его к объему оказываемых услуг, например, при помощи соответствующих технических заданий исполнителю или на основании соответствующих заявок на оказание услуг.
Безусловно, все указанные рекомендации увеличивают объем документооборота в компаний, но так как интерес здесь имеет исполнитель, ведь от этого прежде всего зависит размер его вознаграждения, то нашему исполнителю можно пожелать не ленится при подготовке закрывающих документов.
И в завершение, про дополнительное условие в нашей ситуации отметим следующее:
Ни в коем случае не указывать данный момент в договоре, а просто иметь ввиду, что данная договоренность может быть достигнута только на «понятийном» уровне. Поэтому надеяться здесь можно только на «порядочность» и добросовестность сторон.
Остается надеться, что данные рекомендации уберегут Вас от ненужных ошибок.
Спасибо за внимание и будьте аккуратны!