Коллеги и читатели, здравствуйте!
Прошло уже почти 10 месяцев с момента вступления в силу Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее - Закон № 422-ФЗ) и на сегодняшний день вопросов со стороны бизнеса больше чем ответов. Ввиду того, что практика применения Закон № 422-ФЗ еще не сформировалась, то приходится самим искать оптимальные решения в целях минимизации возможных налоговых последствий для бизнеса.
Детально описывать риски при работе с самозанятыми не буду, так как это достаточно емко сделано в статье коллеги Самозанятые: риск для бизнеса или возможность налоговой экономии?. Попробую описать риски с точки зрения своего личного опыта разработки схемы работы с самозанятым (для нас он исполнитель по договору оказания услуг).
Прежде чем перейду к описанию ситуации, хотелось бы отметить, что краеугольным при работе на основе подобной схемы это полное понимание исполнителем того, что все отношения между ним и заказчиком не носят характер трудовых.
Наша ситуация
«Компания привлекла физическое лицо для оказания им юридических услуг. Физическое лицо с данной компания ранее ни в каких отношениях не состояло». Дополнительное условие: «Исполнитель в период оказания услуг находится на территории Заказчика».
Ограничения, которые предусмотрены 422-ФЗ рассматривать не будем, так как в нашей ситуации физическое лицо ранее с компанией не взаимодействовало и поэтому под соответствующие ограничения мы не попадаем и следуем «букве» указанного выше закона.
Итак, рассмотрим более детально решение нашей ситуации.
При разработке договора следует в обязательном порядке следует указывать следующие положения (на мой взгляд конечно):
- Во-первых, в преамбуле договора обязательно указывать, что физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого и осуществляет свою деятельность в качестве плательщика Налога на профессиональный доход.
- Во-вторых, в порядке расчетов рекомендую прописать следующую формулировку: «Исполнитель самостоятельно уплачивает, предусмотренный Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», налог».
- В-третьих, рекомендую прописать, что Заказчик не является налоговым агентом в отношении сумм, уплачиваемых им Исполнителю.
- В-четвертых, в условиях договора сделать ссылку, что не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты, Исполнитель формирует и передает Заказчику Чек. И также указать, что требования к реквизитам, которые должны содержаться в Чеке, определяются в соответствии с п.6 ст.14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»
Как мы все понимаем, что если налоговая инспекция посчитает данные отношения трудовыми, то при доначисление НДФЛ и страховых взносов указанные формулировки нам не помогут. Но, поскольку мы как добросовестный налогоплательщик понимаем, что в суде при оспаривании решения налогового органа нам будет проще донести свою позиции и обосновать нашу добросовестность.
При разработке схемы воздействия также возник вопрос, а как зафиксировать срок договора и стоимость, оказанных услуг все опять же из-за опасений признания данных отношений трудовыми и последующих доначислений.

