Привет всем!
Вы получили наследство, но вместе с активами к вам перешел и «сюрприз» в виде долгов умершего. Кредитор, видя, что долги превышают стоимость наследства, подает на ваше банкротство. Кажется, что ситуация безвыходная, но это не так.
Судебная практика показывает, что здесь возможны два совершенно разных сценария развития событий. И выбор между ними определяет, рискуете ли вы только унаследованным имуществом или всем своим личным состоянием.
Это сценарий, на котором настаивают кредиторы. Логика простая: раз вы приняли наследство, то долги наследодателя стали вашими личными. Следовательно, банкротить нужно именно вас, а отвечать по долгам придется всем вашим имуществом — и унаследованным, и личным.
Именно такую позицию изначально занял суд первой инстанции в одном из недавних дел.
Верховный суд разъяснил, что такой подход не всегда верен. Закон о банкротстве содержит специальные нормы (статья 223.1), которые служат «щитом» для наследников.
Если долги наследодателя очевидно превышают стоимость его активов, должна вводиться процедура банкротства в отношении самого умершего, то есть его наследственной массы. В этом случае в конкурсную массу собирается только то имущество, которое входило в состав наследства, и именно за счет него погашаются долги. Ваше личное имущество остается неприкосновенным.
Возможность применить этот защитный механизм зависит от одного ключевого фактора: возможно ли фактически отделить (сепарировать) унаследованное имущество от вашего личного.
Закон предполагает, что такое отделение возможно в течение трех лет со дня смерти наследодателя.
Два примера из жизни:
Когда сепарация возможна: наследники получили в наследство недвижимость, которая сохранилась в натуре. Они выразили готовность добровольно передать ее в конкурсную массу для расчетов с кредиторами умершего. В этом случае суд указал на необходимость введения процедуры банкротства именно в отношении наследственной массы.
Когда сепарация невозможна: единственный наследник получил на вклад денежные средства. Он потратил их на отпуск, затем взял несколько личных потребительских кредитов, на которые купил предметы быта. Произошло полное смешение наследственного и личного имущества. В такой ситуации суд пришел к выводу, что отделить одно от другого уже невозможно, а значит, банкротить нужно самого наследника со всеми вытекающими последствиями.
Если вы унаследовали имущество, но подозреваете, что долги наследодателя могут быть огромными, не спешите смешивать полученные активы со своими. Возможность обособить наследственную массу — это ваш главный правовой щит, который защитит личное имущество от кредиторов умершего.
п. 52 Обзора судебной практики по делам о банкротстве граждан, утв. Президиумом ВС РФ 18.07.2025