Можно сказать, что некоторые законодательные инициативы Финмониторинга, не так давно широко обсуждавшиеся на Регфоруме, но так и не вступившие в силу, все-таки частично воплотятся. Мечта Чиханчина о том, чтобы банки делились с контролирующими органами информацией о клиентских счетах и об остатках на них, сбудется, если пройдут поправки, опубликованные на официальном сайте Минэкономразвития. Предлагается новая форма проверок кредитных организаций, предмет которых составит соблюдение банком законодательства о налогах и сборах, правильность и своевременность перечисления им налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов. На время принятия проверки банк обязан обеспечить сотрудникам ФНС возможность ознакомиться с документами, необходимыми для осуществления мероприятий налогового контроля.
Не хватает нашим контролирующим органам полномочий в борьбе с однодневками, решительно не хватает! Уже и полицию к участию в выездных проверках привлекли, и множество ведомственных актов на эту тему издали, а все равно как-то маловато рычагов.
К клиенту via банк
Новое в предлагаемых поправках то, что механизм передачи информации банками отличается, к примеру, от того, который применяется при уведомлении Финмониторинга. Налоговые органы будут проверять прежде всего сами кредитные организации. Форма проверки выездная. Ну и попутно сотрудники налоговых органов (надо полагать, что также в этих проверках могут принимать участие и сотрудники полиции, хотя пунктом 2 ст. 105.27 это вроде бы не предусмотрено) смогут воспользоваться информацией, составляющей пока еще банковскую тайну. Затребовать выписки по счетам каждого клиента любой кредитной организации и узнать о состоянии клиентских счетов проверяющие органы смогут без каких-либо ограничений (на данный момент это возможно только по решению суда).
Для использования полученных в ходе выездных проверок сведений открываются поистине широкие перспективы! Ага, аж дух захватывает, как представишь, во сколько раз усилится в стране борьба с фирмами-однодневками и их контрагентами!
Без банковской тайны
В предлагаемой статье 105.27 в частности указывается:
Добавление в Налоговый кодекс новой главы, возможно, и усилит налоговый контроль, но каких колоссальных затрат потребует обработка такого массива информации… И зачем это налогоплательщикам? Сколько раз уже на форуме писали, что не с однодневками надо бороться, совсем не с однодневками.
Для клиентов банков новость эта не из приятных, но для однодневок, конечно же, не смертельная.
Контроль кредитных организаций со стороны ФНС сейчас производится в соответствии с п. 15 ст. 7 раритетнейшего Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года № 943-1; именно эта статья будет отменена, если предлагаемые поправки окажутся принятыми. Возможно, я не слишком тщательно новый документ проштудировала, а размещенная на сайте фотокопия не только не позволяет делать копи-паст, но и пользоваться поиском, - упоминания банковской тайны я в документе не обнаружила.
В настоящее время полномочий по контролю налоговикам недостаточно; несмотря на ведомственные эпистолы (Письмо ФНС России N ШТ-22-2/727@ от 18.09.2009, Письмо Минфина России N 03-02-07/1-103 от 12.03.2010) судебная практика складывается вопреки ожиданиям Минфина и ФНС; см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-39973/2010 от 15 марта 2011 года о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу от 24.06.2010 № 07/11 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение по вопросам соблюдения банком обязанностей, предусмотренных статьями 46, 60, 76 и 86 Налогового кодекса Российской Федерации на основании материалов, полученных в ходе выездной проверки, полномочиями на проведение которой в данном случае МИФНС № 11 не наделена.