Спонсор рубрики
«Регистрация юрлиц и ИП»

Обзор закона о несостоятельности (банкротстве) в редакции 482-ФЗ

  • 23 июня 2015 в 9:12
  • 2192
  • 8
  • 0

Коротко обозначу основные новеллы, внесенные законом № 482-ФЗ в закон о несостоятельности (банкротстве) (далее — ЗоНБ).

1. Немного меняется порядок определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей — теперь они определяются не на дату подачи в суд заявления о банкротстве, а на дату введение первой процедуры (ст. 4 ЗоНБ).

Вместе с тем п. 1 ст. 5 ЗоНБ касательно критериев квалификации требований в качестве текущих остался без изменений.

Сакральный смысл изменений закона в данной части остался мне неясным.

Раньше всё было просто: все требования, возникшие до даты подачи заявления в суд — реестровые, после — текущие.

Теперь же будет путаница.

2. Поднята планка входа в банкротство со 100 т.р. до 300 (ст.ст. 6, 33 ЗоНБ). Правильно, давно пора.

Планка входа на банкротство для стратегических предприятий и организаций, а так же субъектов естественных монополий поднята с полумиллиона до миллиона (ст.ст. 190, 197 ЗоНБ).

3. Уточняется порядок обращения в суд кредитора в случае, если обязанность по оплате денежных средств установлена решением третейского суда. Теперь первоначально кредитор должен обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, а судебный акт по данному поводу должен вступить в законную силу (ст. 7 ЗоНБ). Новелла, очевидно, принята в рамках борьбы с «карманными» третейскими судами.

4. Два традиционно крупнейших кредитора — банки и Российская Федерация в лице ФНС — получили привилегии по «отстрелу» должников. Теперь для инициирования банкротства им не требуется подтверждать задолженность в судебном порядке. Банки получают право на обращение в суд с даты возникновения признаков банкротства, ФНС — через месяц после принятия решения о взыскании задолженности налоговым либо таможенным органом (ст. 7 ЗоНБ).

Т.е. риск прокредиторского банкротства для должников существенно возрастает. Как следствие — повышается актуальность юр.услуг по оспариванию решений налоговых и таможенных органов. Не оспорил — через месяц лови банкротство. Не заплатил по кредиту в течение трех месяцев — эффект тот же.

5. За 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 2.1 ЗоНБ).

6. Залоговые кредиторы получили право голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего (далее — АУ) или СРО (читай — продвигать своих АУ)за обращение в суд с ходатайством об отстранении АУ и за обращение в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению (ст. 12 ЗоНБ).

7. Уточняется порядок уведомления кредиторов о собрании — не менее чем за пять рабочих дней. Ранее было — календарных (ст. 13 ЗоНБ).

8. Дополнен порядок оформления результатов голосования на собрание кредиторов, установлен срок хранения данных документов, порядок доступа к ним, установлена обязанность публиковать в течение трех дней сведения в ЕФРСБ (ст. 18 ЗоНБ). В целом — ничего нового, раньше всё практически так и было.

9. Право АУ запрашивать сведения расширено и дополнено (абз. 7 п. 1 ст. 20.3 ЗоНБ):

  • теперь АУ вправе запрашивать информацию так же о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника;
  • в число лиц, обязанных предоставлять АУ сведения, включены органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
  • прямо указано на право АУ запрашивать сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, что, впрочем, и раньше не было особой проблемой.

10. Расходы на текущую деятельность должника отделены от расходов на процедуры банкротства (ст. 20.7 ЗоНБ).

11. В размере фактических затрат будут компенсироваться расходы на услуги БТИ и иных лиц, если они необходимы для гос.регистрации прав должника на недвижимость (ст. 20.7 ЗоНБ).

12. АУ обязан заключить договор дополнительного страхования по решению СРО либо в случае предъявления к нему такого требования должником или кредиторами (ст. 24.1 ЗоНБ).

13. Установлен минимальный размер компенсационного фонда — 20 млн.р. (ст. 25.1 ЗоНБ).

14. Изменен размер компенсационной выплаты из фонда СРО — ранее было не более 25% фонда, сейчас — не более 5 млн.р. на один «страховой» случай или не более 1 млн.р., если АУ заключил договор на дополнительное страхование (ст. 25.1 ЗоНБ).

15. Установлен срок, в течение которого руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства — 10 дней с даты, когда руководитель узнал или должен был узнать (ст. 30 ЗоНБ). За неисполнение данной обязанности в ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ установлен штраф — от 25 до 50 т.р.

16. Должник утрачивает право выбирать кандидатуру АУ и СРО. За 15 дней до подачи заявления о банкротстве в суд должник обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведения о фактах деятельности юридических лиц, после чего узнать выбранную в случайном порядке СРО, включить её в заявление о банкротстве, а уж в СРО выберет кандидатуру АУ (ст. 37 ЗоНБ). Обходить норму будут классически — через заявление «дружественного» кредитора.

17. Установлены основания для отказа в утверждении АУ судом — это информация об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры (ст. 45 ЗоНБ). Из текста не вполне ясно, предоставляется такая информация только из СРО или может быть предоставлена иными лицами. Однако даже в случае наличия такой информации АУ может быть утвержден судом, но для этого потребуется дополнительное страхование (на страховую сумму не менее размера компенсационного фонда СРО на последнюю отчетную дату). В этом случае уменьшается размер возможной выплаты из фонда СРО с 5 до 1 млн.р. (ст. 45 ЗоНБ).

18. Несколько изменен порядок признания требования заявителя обоснованным и введении наблюдения. В целом все ясно и логично с учетом поправок, но одна фраза заставила задуматься (ст. 48 ЗоНБ) :

Определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится при условии, если имеется иное заявление о признании должника банкротом.

Ранее конкуренция заявлений разрешалась по датам их подачи. Как будет — неясно.

19. Изменен порядок начисления процентов на сумму требований конкурсных кредиторов (ст. 63 ЗоНБ).

20. Суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве, если должник является платежеспособным, а заявление о банкротстве было подано должником либо кредитором, являющимся заинтересованным лицом, если данные лица знали о платежеспособности должника, а заявление было подано с целью необоснованного неправомерного получения выгод от банкротства (п. 6 ст. 63 ЗоНБ).

Конструкция громоздкая, хитрая и с учетом массовой практики по выводу активов едва ли будет активно применяться.

21. Временный управляющий и лица, участвующие в деле, вправе возражать против включения требований в реестр по мотиву пропуска срока исковой давности (ст.ст. 66, 71 ЗоНБ).

22. Установлена обязанность временного управляющего предоставлять в суд заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (ст. 67 ЗоНБ). Раньше мы писали заключения только в случае, если не находили оснований для оспаривания сделок. Если находили — просто оспаривали. Теперь заключение по всем случаям обязательно.

23. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы, относящиеся к первому собранию кредиторов (ст. 73 ЗоНБ).

24. Существенно изменена ст. 100 ЗоНБ. В частности, АУ обязан в течение пяти дней с даты получения требования кредитора опубликовать сведения о требовании в ЕФРСБ.

25. Вводятся ст.ст.111.1-111.8 ЗоНБ об операторах электронных площадок. Текст достаточно объёмный, потому не дублирую.

26. Изменен порядок замещения активов должника в ст. 141 ЗоНБ, ст. 115 ЗоНБ дополнена пунктами 7-11.

27. Расширены требования к отчету АУ — дополнительно нужно указывать сведения о мерах по взысканию дебиторки; сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; сведения о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника (ст.ст. 117, 143 ЗоНБ).

28. Дополнен порядок продажи социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или объектов коммунальной инфраструктуры. Если они не были проданы в форме конкурса, порядок продажи определяют кредиторы. В т.ч. возможна продажа путем публичного предложения или путем приглашения делать оферты, главное — взятие участниками торгов на себя обязательств заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий касательно указанных объектов. В случае неисполнения соглашения органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении договора, что влечет передачу органам объектов, а покупателю из местного бюджета компенсируется сумма, оплаченная по договору с должником (ст. 132 ЗоНБ).

29. Арбитражный суд вправе уменьшить размер требований по оплате труда любых работников должника в случае, предусмотренном п. 4 ст. 136 ЗоНБ.

30. Залоговый кредитор теперь определяет в т.ч. начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. Данные сведения включаются АУ в ЕФРСБ не позднее 15 дней до начала торгов. Установлен срок обращения в суд за разрешением разногласий между АУ и залоговым кредитом по указанным моментам — 10 дней с даты публикации в ЕФРСБ. Залоговый кредитор вправе оставить предмет залога на любом этапе публичного предложения по цене, действующей на данном этапе, если нет иных заявок, путем одновременно подачи заявления АУ и перечисления денежных средств на спец.счет должника. Расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах погашаются до распределения денежных средств согласно п. 1, 2 ст. 138 ЗоНБ.

31. В случае неисполнения должником мирового соглашения кредиторы теперь вправе получить исполнительный лист (ст. 167 ЗоНБ).

32. Увеличен срок возражений на включение требований в деле о банкротстве финансовой организации — с 15 до 30 дней (ст. 183.26 ЗоНБ).

33. Усилена административная ответственность по ч. 1 и 2 ст. 14.13 КоАП РФ — теперь она составляет от 50 до 100 т.р. (благо размеры штрафов в части третьей не тронули). Расширен перечень субъектов ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Расширена формулировка ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ — теперь карается в т.ч. несвоевременное предоставление АУ сведений и документов.

Что можно сказать в целом?

Многие нормы понятны, логичны и направлены на повышение прозрачности процедур банкротства.

Некоторые нормы носят прокредиторский и откровенно лоббистский характер. Видимо, в качестве компенсации за закон о банкротстве физ.лиц банкам дали право продвигать своих АУ и обращаться с заявлением о банкротстве без судебного акта.

Жизнь должников явно станет сложнее и рискованней.

Некоторые поправки — в ст.ст. 18, 100, 111.1-111.8, 115, 141 ЗоНБ — не стал подробно рассматривать и рекомендую для самостоятельного ознакомления.

И все это счастье (за исключением некоторых положений) вступило в силу 31 января 2015 года! 

Статьи автора по теме: 

Полезные материалы по теме: 

Добавить
Спонсор рубрики «Регистрация юрлиц и ИП»
подготовка всех документов для регистрации ООО
КОНСАЛТА
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя: