При выходе участника из ООО общество обязано в течение трех месяцев выплатить действительную стоимость доли. Но что делать, если выход – вопрос технический? Или если уходящий участник – альтруист и не хочет ничем и никак затруднять деятельность компании? Может ли участник от денег гордо отказаться? Может ли общество спать спокойно после такого отказа?
В силу ст. 94 ГК РФ в случаях, когда участник выходит из общества или предъявляет ему требование выкупить долю, доля переходит к обществу с момента получения организацией соответствующего требования или заявления. При этом общество обязано выплатить действительную стоимость доли или с его согласия выдать имущество. В п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. указан общий срок выплаты – три месяца с даты предоставления заявления о выходе. Уставом ООО может быть предусмотрен иной срок, но в любом случае в течение года после перехода доли к обществу действительная стоимость должна быть выплачена в силу императивных требований п. 8 ст. 23 Закона об ООО. На это указывал и Президиум ВАС в Постановлении № 13295/12 от 26.02.2013 г.
А можно ли не платить вообще?
В законе об этом – ни слова. Отсюда мнение – избежать выплаты нельзя. Но такой вывод всех вопросов не снимает: прямого запрета на отказ от выплаты стоимости доли в законе нет, а гражданское право по своей природе диспозитивно, предполагает свободу договора и оставляет для участников оборота большой простор для творчества.
Предлагаю порассуждать. Очевидно, что само общество отказать в выплате выходящему участнику не может: для организации выплата действительной стоимости доли – это обязанность, от которой нельзя отказаться в одностороннем порядке. Но для участника получение средств – это право, а значит реализовать его можно по разному, в том числе и путем отказа от него, а точнее от благ, которые данное право предоставляет.
На этот счет из ГК РФ можно привести две нормы:
- Статья 236 ГК РФ позволяет отказаться от права собственности на принадлежащее субъекту права имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о данном отказе;
- Статья 415 ГК РФ указывает в качестве одного из оснований прекращения обязательств прощение долга – освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязанностей.
Какая из норм ближе к рассматриваемой ситуации? Очевидно, что последняя. До момента получения выходящим участником средств или имущества от общества эти активы являются собственностью организации, учитываются на ее балансе. У выходящего же участника есть право требования к обществу, т.е. он является по отношению к компании кредитором, а она – должником.
Отсюда вывод: если участник сам изъявит нежелание получать свою долю, его волю надо учесть, уважить и отразить документально.
Какие именно бумаги стоит оформить?
Во-первых, участник может отразить свое намерение отказаться от выплаты в заявлении о выходе из общества. Во-вторых, имеет смысл составить отдельный документ, подписанный от лица общества, с одной стороны, и участником, с другой, в котором подтвердить факт прощения долга со ссылкой на ст. 415 ГК РФ.
А если участник передумает? Защищено ли общество?
Существует положительная судебная практика по данному вопросу. Например, см. Определение ВАС РФ от 18.09.2012 N ВАС-12296/12 по делу N А44-402/2011, которым было оставлено в силе Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2012 по тому же делу. Участник общества подал заявление о выходе из организации, указав, что от выплаты действительной стоимости доли отказывается. Спустя некоторое время он передумал и подал на ООО в суд, но поддержки в суде не нашел.
Каковы налоговые последствия отказа участника от получения действительной стоимости доли в ООО?
Если уходящий участник – физическое лицо, то, по общему правилу, причитающаяся ему стоимость доли является его доходом и облагается НДФЛ.
Спасибо большое уважаемой ЛеляР, которая в комментариях опровергла мои ошибочные выводы о том, что в ситуации, когда выходящий участник отказывается от действительной стоимости доли, общество, как налоговый агент, обязано будет перечислить НДФЛ в бюджет!
Итак, в случае отказа участника от выплаты стоимости доли для участника налоговых последствий не возникает.
Для общества прощение долга участником создает внереализационный доход (ст. 250 ч. 2 НК РФ) и, как следствие, необходимость уплаты налогов.
Кстати, принимая от участника заявление о выходе, сопряженное с отказом от выплаты доли, имеет смысл обратить особое внимание на его семейное положение и, если необходимо, получить согласие супруга (или супруга) на выход и отказ от доли, чтоб потом не получить иск от этой «второй половинки» вышедшего.