Посты
111
Лайки

Постановление Пленума Верховного Суда от 23.06.2015 №25: Часть 1

  • 15 июля 2015 в 13:19
  • 15.1К
  • 15
  • 9

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при первом взгляде на него, скажем честно, впечатления не производит. О чем эти двадцать девять страниц (или сорок семь, если смотреть графическую копию)? Что за пересказ Гражданского кодекса?

    Читайте о поправках в ГК РФ с 1 января 2017 года.

    Два слова, которыми данное Постановление (если не возражаете, дальше будем называть его по-простому, как в юридическом обиходе – Пленум) можно охарактеризовать: сдержанное и осторожное. Судьба Высшего Арбитражного Суда (светлая ему память), который в аналогичных постановлениях нет-нет да и подменял собою законодателя, создавая, фактически, новые нормы, еще свежа в памяти. Неудивительно, что умные и уважаемые юридической общественностью люди, готовившие Пленум, приложили максимум усилий, чтобы он был (или, по крайней мере, гарантированно выглядел) именно толкованием и разъяснением, а не плохо закамуфлированным нормативным актом. Получилось. После эпохальных 6/8, 10/22 или даже скромного, но решительного 13/14, смотрится, конечно, блекло, и оттого с первого взгляда разочаровывает. Кусочки смысла приходится буквально вылущивать, подобно въедливой юридической белочке.

    Я себе кое-что налущил – готов делиться. На полноту, разумеется, не претендую – здесь только то, что успело попасться на глаза: либо по работе, либо в учебном процессе. Через призму собственных впечатлений и в том порядке, в каком попалось.

    Часть первая. Как не повезло потребителям!

    Пункт 76 Пленума попал ко мне под микроскоп, когда я читал лекции на подготовительных курсах. Там вообще «потребительские» вопросы очень популярны: не поступлю, так поднатаскаюсь, называется.

    Не секрет, что многие юристы, включая весьма маститых, те договоры, где сами выступают в качестве потребителя, часто подписывают не читая. А зачем? если в договоре все хорошо – не стоит тратить на него личное, не оплаченное, время. (Что поделать — издержки профессии.) если что-то плохо и ущемляет права потребителя – так оно же недействительно! Так мы привыкли.

    Времена, однако, меняются.

    Читаем Пленум:

    76. Ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 статьи 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей…

    То есть все остальные условия сделки, нарушающие права потребителя, получается, оспоримые? Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» по этому поводу выражается неопределенно:

    Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

    О разновидности недействительности, как видите, ничего.

    А раньше ничего больше и не требовалось. Все было ясно: ведь до вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ статьи 166 и 168 ГК РФ однозначно говорили о ничтожности как об общем правиле. Теперь же ничтожность договора с потребителем или отдельного его условия может быть только следствием нарушения совершенно конкретных запретов или обязанностей, прямо установленных нормативным актом (не обязательно законом – какими-нибудь правилами оказания услуг телефонной связи, например).

    Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей

    — обязательная норма. Нарушена – ничтожность.

    Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)

    — законодательный запрет. Нарушено - ничтожность. Все, что в эти две категории не попадает – не предписано законом и не запрещено им - оспоримо! По новому общему правилу.

    Что же из этого следует, помимо совершенно очевидного изменения срока исковой давности?

    Следствия чисто практические.

    Вспомните п.2 ст.166 ГК:

    Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

    То есть потребителю, проглядевшему в договоре не устраивающий его пункт, придется доказать:

    • нарушение своих прав;
    • неблагоприятные последствия.

    А заодно (заглядываем в ту же статью 166 ГК, пункты 2 и 5) дать суду объяснения относительно причин своей неосведомленности об условиях договора (сторона «знала или должна была знать») и относительно собственной добросовестности. Подслеповатой старушке с тремя классами образования суд, вероятно, поверит насчет мелкого шрифта. Кандидату юридических наук в расцвете лет – вряд ли.

    Итого: правило «потребитель всегда прав» перестает быть императивом. Учитывая все большее распространение «потребительского экстремизма», когда судебные процессы с участием потребителей по совершенно вздорным поводам случаются чаще и чаще, а поход в кафе со своим тараканом в спичечном коробке (как способ бесплатно покушать) перестает быть сугубо американским развлечением, не так уж это и плохо.

    Но договоры, вот огорчение, теперь придется читать.

    Спасибо за внимание! 

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Цитата из статьи

    «Но договоры, вот огорчение, теперь придется читать.»

     Не читали, не читают, не будут читать. Вот почему-то такое уж очень стойкое и устоявшееся впечатление. Причем если договор касается чего-то дорогого (в зависимости от достатка), то подписывают как есть, а если касается трех копеек, семейный бюджет которых не заметит, то вчитываются до каждой точки. Не могу судить,  с чем это связано и от куда пошло, но всегда удивляло.

    15 июля 2015 в 16:032

    Цитата из статьи

    «Пункт 76 Пленума попал ко мне под микроскоп, когда я читал лекции на подготовительных курсах.»

    Хороший у вас микроскоп! И изложили, как всегда, увлекательно. 

    Цитата из статьи

    «Не секрет, что многие юристы, включая весьма маститых, те договоры, где сами выступают в качестве потребителя, часто подписывают не читая. »

     Подписывала, в свое время, не читая, когда "все по понятиям, мы ж друг друга знаем сто лет, ты ж у нас на глазах под стол пешком ходила". Потом кусала локти. Потом начала нет-нет, да и почитывать. Но не всегда бывает прок: вот, помню, в договоре с турагентством что-то когда-то меня смутило. Ну обсудили. Ну согласились они, что да, кажется, что-то не то юрист написал. Но варианты-то какие? Или подписываете "как есть" - или ищите другой тур у другого агентства ;)

    15 июля 2015 в 16:115

    Если смотреть со стороны банков, то просто дают на подпись, даже не ознакомиться, а именно - вот тебе распечатали, вот ты и подпишешь, сам ведь хотел.

    15 июля 2015 в 16:483

    Примерно так. Причем по собственному опыту, на руках не всегда даже полностью договор, а лишь писулька с выдержками: "договор ищите у нас на сайте долго и упорно, там много страниц мелким шрифтом со сносками, нам бумагу руководство на распечатки тратить не велит". 

    15 июля 2015 в 17:102

    таки ведь мелкий шрифт признали незаконным же?))где-то в новостях видел это))мол де "в банковских договорах (или кредитных) и договорах о займе в микрофинансовой орагнизации мелкий шрифт является незаконным так же как и сноски мелким шрифтом"

    Суть примерную изложил)дословно увы не помню))московский метрополитен выбивает все новости из головы)

    15 июля 2015 в 21:00

    Сейчас это, как говорится, модный тренд. :-) Уже не только розница стала пользоваться таким приёмом (вроде связистов - у них это давно практикуется), а B2B тоже. Всё чаще сталкиваюсь с договорами из "общих условий" (см. на сайте контрагента) и специальных (на полстранички).

    16 июля 2015 в 13:231

    Спасибо за добрые слова!

    А вот у моего родственника было интересно: ему в банке предложили договор, в котором многое не понравилось. Человек не юрист, но голова на плечах есть и читать тексты умеет. Он и начал спрашивать - а это что, а это зачем? И говорить, что конкретно ему не нравится (условия о добровольно-принудительном страховании, о каких-то комиссиях, ещё о чём-то, не помню). При этом не прогибался - не хотите идти навстречу - не страшно, на вашем кредите для меня свет клином не сошёлся. Так не только исключили из договора всё, что не устраивало - ещё и ставку по кредиту снизили по сравнению с первоначальной. Как на восточном базаре: чем меньше человек заинтересован что-то купить, тем больше торговец готов скинуть.   

    16 июля 2015 в 13:291

    Что могу сказать - молодец родственник, а опыт стоит запомнить). 

    "Сарафанное радио" обычно пугает обратным: мол, не согласишься на дополнительные страховки и прочие неблагоприятные условия - не получишь денежку. И люди верят и соглашаются ;) Но это уже вне правовых вопросов - скорее ближе к психологии;). 

    17 июля 2015 в 0:14

    Искрене благодарю за статью!!!

    Нас всё время куда-то ведут... Теперь мы все уверено шагаем в потребители (про экстремизм верно замечено). На дворе век 21 - век потреблянства. С этим законом, понятие меры (особено благодаря штрафным санкциям) у многих граждан, да и юристов, перестало отсутствовать напрочь. 

    Полезный обзор.

    21 июля 2015 в 8:54

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом