Наиболее популярной организационно-правовой формой для совместного ведения бизнеса является общество с ограниченной ответственностью. Партнеры вносят свои вклады, за счет которых компания и ведет деятельность. Спонтанный выход одного из участников может грозить крахом проекта, повлечь упущенную выгоду, а в худшем случае – реальные убытки для оставшихся участников общества. Законодательство предусматривает ряд механизмов для блокирования права свободного выхода из общества, анализ применения которых будет представлен далее.
Без согласия нельзя
В части 1 ст. 34 Конституции РФ закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, которое служит основой конституционно-правового статуса участников хозяйственных обществ. Закрепляющая перечень основных прав участников ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) устанавливает, что выйти из состава участников общества возможно путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или требования приобретения обществом доли в специально предусмотренных законом случаях.
До 01.09.2009 Закон об ООО представлял участнику общества право в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или самого общества (п. 1 ст. 26 Закона об ООО в ред. до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ). В действующей редакции указанная норма, по сути, содержит запрет на выход из состава участников без согласия на то остальных участников и самого общества, если иное не предусмотрено уставом корпорации. Разблокировать содержащийся в уставе запрет на свободный выход из состава участников возможно только путем принятия единогласного решения всеми участниками корпорации.
Такой подход законодателя объясняется тем, что корпорация создается для ведения предпринимательской деятельности с использованием того имущества, которое было внесено ее участниками. Выход одного или нескольких участников с выплатой им действительной стоимости доли может парализовать возможность продолжать осуществление основного вида экономической деятельности компании. Фактическое прекращение деятельности причинит вред остальным участникам, которые надеялись получать доход в виде дивидендов, а также работникам компании, которые будут вынуждены прекратить трудовые отношения с перспективной компанией.
Риск незапланированной необходимости выплатить действительную стоимость доли участнику в связи с его выходом может сорвать заключение крупной выгодной сделки ввиду отсутствия денежных средств для ее исполнения, что в целом негативно обернется на долгосрочном планировании деятельности компании. И чем крупнее доля в уставном капитале общества выходящего участника, тем серьезнее последствия для остальных участников и самого общества в качестве контрагента и работодателя.
Выход владельца крупной доли в уставном капитале из корпорации с соответствующей выплатой ему действительной стоимости доли может повлечь и ущемление прав кредиторов корпорации в виде невозможности удовлетворения их требований за счет имущества компании.
Таким образом, ограничение права на выход из состава участников общества делает само общество экономически более стабильным, а также надежным контрагентом и работодателем.
А если это единственный выход?
Закрепление в уставе общества права на свободный выход из состава участников является своеобразным страхованием рисков самого участника общества. Так, при неудовлетворительном экономическом развитии дел компании участник может своевременно выйти и получить причитающееся имущество.
Зачастую выход является единственным адекватным решением для участника, если он не может в достаточной мере повлиять на ведение деятельности компании либо поможет предотвратить назревающий корпоративный конфликт, на разрешение которого уйдет достаточно много сил и денежных средств. Своевременный выход из состава участников общества позволит получить имущественный эквивалент тех благ, которые выходящий участник дал обществу.
Если лицу, желающему выйти из состава участников общества, будут чиниться в этом препятствия, то он может избрать недобросовестную стратегию своего поведения.
Например, такой участник может уклоняться от участия в общих собраниях, на которых будут решаться вопросы, требующие единогласного принятия решения, либо будет голосовать определенным образом, что может повлечь за собой причинение ущерба интересам корпорации (заблокирует одобрение выгодной крупной сделки) и т. д. Цель такого негативного поведения – заставить иных участников воспользоваться правом на обращение в суд с иском об исключении его по основаниям, предусмотренным ст. 10 Закона об ООО.
Для предотвращения причинения убытков компании остальным участникам общества стоит рассмотреть возможность предоставления ему возможности выхода из общества.
Купите долю!
Однако вернемся к законодательному регулированию вопроса выхода из состава участников общества с ограниченной ответственностью. ГК РФ к этому вопросу подходит достаточно либерально. Так, подп. 2 п. 1 ст. 93 ГК РФ устанавливает еще одно основание для преодоления запрета на выход из общества в виде права участника предъявить корпорации требование о приобретении обществом доли.
Согласно п. 3 названной статьи в случае, если уставом общества отчуждение доли или части доли, принадлежащей участнику общества, третьим лицам запрещено и другие участники общества отказались от их приобретения либо не получено согласие на отчуждение доли или части доли участнику общества или третьему лицу при условии, что необходимость получить такое согласие предусмотрена уставом общества, общество обязано приобрести по требованию участника общества принадлежащую ему долю или часть доли.
Пункт 2 ст. 23 Закона об ООО дословно дублирует приведенную норму п. 3 ст. 93 ГК РФ. Отметим, что приведенные правила носят императивный характер, предусмотреть иное в уставе нельзя, так как такие положения будут ничтожными.
Из анализа норм ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, ст. 93 ГК РФ, ст. 23 и 26 Закона об ООО можно выстроить алгоритм обхода запрета на выход из состава участников общества с ограниченной ответственностью.
Так, чтобы осуществить выход из общества, если уставом предусматривается запрет на свободный выход из состава участников и на отчуждение доли третьим лица, необходимо:
- Направить иным участникам общества оферту с предложением выкупить долю либо дать согласие на продажу доли третьему лицу.
- В случае, если никто из участников не соизволит приобрести долю и не даст согласие на продажу, направить аналогичное предложение самому обществу.
- В случае отказа общества предъявить ему требование о приобретении доли.
Правильность подхода, изложенного в предложенном алгоритме, подтверждается правовой позицией, указанной в Определении ВС РФ от 07.07.2015 № 305-ЭС15-4053 по делу № А41-7112/2014.
Юридическими последствиями реализации представленного алгоритма являются фактический выход участника из общества и выплата ему действительной стоимости доли.
Поможет корпоративный договор
Для всестороннего рассмотрения приведенной ситуации выхода участника из общества необходимо проанализировать ее с позиции иных участников корпорации. Как было обращено внимание, незапланированный выход участника из общества с выплатой ему действительной стоимости доли, например, в размере 30% от активов компании может парализовать весь бизнес. Установление в уставе запрета на свободный выход из общества, по сути, является неэффективным приемом в борьбе за сохранение активов компании с учетом внесенного имущества участника, который желает выйти.
На наш взгляд, наиболее оптимальным инструментом для предотвращения произвольного выхода участника из общества с вытекающими юридическим последствиями является заключение участниками корпоративного договора. Согласно п. 1 ст. 67.2 ГК РФ участники хозяйственного общества или некоторые из них вправе заключить между собой корпоративный договор об осуществлении своих корпоративных прав (договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью, акционерное соглашение), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.
Таким образом, в корпоративном договоре партнеры по бизнесу могут заранее договориться, что право участника на выход из общества может быть реализовано только после наступления определенных событий, например, после завершения компанией проекта или заключения и исполнения конкретной сделки. При этом такие условия не должны идти в разрез с нормами ГК РФ о потестативных сделках, то есть о сделках под условием, наступление которого исключительно или преимущественно зависит от воли одной из сторон сделки.
В связи с тем, что норма о корпоративном договоре была введена в ГК РФ только в 2014 году, судебная практика по оспариванию корпоративных договоров в настоящее время не сложилась.
Практика применения п. 3 ст. 8 Закона об ООО о праве участников заключать договоры об осуществлении прав участников общества тоже довольно скудная, что не позволяет сделать какие-либо юридические прогнозы и просчитать соответствующие риски. Тем не менее в последнее время гражданское законодательство становится более либеральным, предоставляя участникам оборота довольно гибко регулировать свои деловые отношения. Правоприменительная практика, в свою очередь, также идет по пути предоставления участникам оборота большей свободы, о чем, в частности, свидетельствует принятие Пленумом ВАС РФ Постановления от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах». Поэтому есть основания полагать, что при правильной детальной регламентации взаимных прав и обязанностей в корпоративном договоре без нарушения императивных норм законодательства его положения не будут признаны недействительными, а бизнесмены получат защиту своих прав и гарантию сохранения финансирования своих бизнес-проектов за счет партнеров до их окончательного завершения.