Ужас.
Пожалуй, самое громкое антимонопольное событие двух последних месяцев (если не считать принятие «четвертого антимонопольного пакета») — законопроект об обязании относительно крупных частных компаний осуществлять 10% своих закупок у субъектов малого предпринимательства (назовем это «квотой»).
С официальным текстом законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и КоАП РФ» на момент подготовки этого поста можно ознакомиться по этой ссылке.
О законопроекте по закупкам частных корпораций у малого бизнеса
Если коротко, то Закон о конкуренции предлагается дополнить статьей 17.2, по которой юрлица с выручкой за предшествующий год в размере более 7 млрд. руб. должны будут закупать в следующем году не менее 10% необходимых товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства.
Нарушителей этого требования ждут увеличение «квоты» закупок у малого бизнеса до 20% и административные штрафы до 500 000 руб. (юридические лица, при повторном нарушении). Должностным лицам компаний предлагается наказание вплоть до дисквалификации.
При расчете объема (процента) закупок у СМП не будут учитываться закупки продукции естественных монополий, финансовых услуг и некоторых других.
Сейчас обсуждается возможность повышения объемов выручки, с которых начнется действие статьи 17.2, до 10 млрд. руб., а также целесообразность брать 7-10 млрд. не выручки, а общей суммы закупок (то есть адресовать закон наиболее крупным компаниям). Но это пока только идеи.
Плюсы и минусы законопроекта
Относясь с безусловным уважением к авторам идеи и законопроекта, тем не менее, важно разобраться в его плюсах и минусах, взглянуть на проблему со стороны.
Чем хорош этот законопроект? Желанием поддержать малый бизнес — стремлением очень важным, правильным и всегда актуальным (а в кризисный период — особенно).
В чем, на наш взгляд, его недостатки, кроме административного ограничения свободы частного (то есть не имеющего государственного участия) бизнеса?
Во-первых, отсутствием привычной для антимонопольного права оговорки, что указанные закупки должны осуществляться в СМП только при наличии у закупающей компании экономической и технологической возможности. Если СМП не производит необходимые компании товары/работы/услуги или производит их в неподходящих объемах, качестве или сроках, то компания не должна наказываться за невыполнение «квоты».
Сюда же следует отнести случаи, когда малое предприятие предлагает товар по завышенной цене. Ведь нуждающийся в выполнении «квоты» крупный бизнес может столкнуться с удивительной ситуацией, когда уже СМП будет иметь более сильные переговорные позиции и, возможно, злоупотреблять ими.
Во-вторых, не предлагается механизм противодействия формальному выполнению закона, когда для соблюдения «квоты» будут создаваться «малые» поставщики, аффилированные с крупными контрагентами закупщика или самой закупающей компанией. Очевидно, что в таком случае реальной поддержки малого бизнеса, а тем более его развития и «прироста» не будет.
Впрочем, полное исключение подобных злоупотреблений без тотального контроля за каждой закупкой вряд ли возможно. И в этом, как видится, третий и, возможно, основной недостаток законопроекта: при значительных обременениях для бизнеса и высоких издержках администрирования со стороны государства, он может не принести ожидаемой пользы малым предпринимателям.
Альтернативное предложение
Возможно, необходимо сесть за стол переговоров с малым и крупным бизнесом и выяснить:
Другие материалы по теме:
«Четвертый антимонопольный пакет»: к вступлению в силу готов
Участие в электронных аукционах: с чего начать
Обзор судебной практики по ФЗ №44: рассмотрение и отклонение заявок участников госзакупок
Олег, спасибо за статью! Учитывая, что закупки — и так сфера непростая, зарегулированная, то, если законопроект примут, у компаний станет еще одной проблемой больше. Придется думать не о том, как обеспечить качество приобретаемого товара/услуг, а о том, как выполнить еще одно требование закона.
И, как Вы верно заметили, злоупотреблений исключать нельзя. По крайней мере, высока вероятность того, что будут изобретаться пути обхода (в том числе, создание аффилированных компаний малого бизнеса).
Мария, а Вам (и всем коллегам) спасибо за этот отличный информационный портал!
ФАС России сообщает, что законопроект пока сняли с рассмотрения. К нему могут вернуться весной. При этом руководитель антимонопольной службы предполагает существенное снижение числа компаний, к которым будут применяться «квоты» на заказ у СМП, а также надеется на применение стимулирующих, а не принуждающих инструментов.
На заседании РСПП председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов обоснованно отметил, что, если потребуется, бизнес найдет возможность обойти административные барьеры (цит. по «Ведомостям»). Это еще раз подтверждает потенциальную бесполезность законопроекта в текущем виде и необходимость применять «пряник», а не «кнут».
В свою очередь президент РСПП Александр Шохин предположил, что возврат НДС для малого бизнеса может сделать работу с ним более популярной у крупных компаний.
Ожидаемо. Бизнес ещё повоюет за свои права. Спасибо, Олег, что следите за судьбой инициативы.
Спасибо, Олег! Рада, что Вы с нами! ;)
По крайней мере, ко мнению представителей бизнеса на данном этапе прислушались — и это уже вселяет надежду. Посмотрим, в каком виде проект вернется весной. Держите нас в курсе!