Поддержу тематику разбора актов Верховного суда, предложив вашему вниманию, уважаемые коллеги, еще одно из «свежих» Определений ВС РФ, которым поставлена точка в споре по вопросу о компенсации в связи с применением по требованию проигравшей в конечном итоге судебные баталии стороны обеспечительных мер, тормозящих исполнение судебного акта в пользу «победителя».
Арбитражное дело № А53-1835/2015 по иску ПАО «Банк ЗЕНИТ» к ОАО «РОСИФ» рассматривалось в АС Ростовской области, Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде, АС Северо-Кавказского округа и, в конечном итоге, добралось до Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, которая и вынесла Определение № 308-ЭС15-18503 от 6 мая 2016 г.
Рассматриваемое дело – отголосок другой, основной, истории, поэтому стоит начать именно с нее.
Согласно находящимся в открытом доступе документам по делу № А53-29109/2012 более трех с половиной лет назад банк подал иск к заемщику ОАО «Гранит» об обращении взыскания на заложенное имущество (объекты недвижимости и права аренды земельного участка). В свою очередь ОАО «Гранит» предъявило встречные требования о признании договоров об ипотеке недействительными. Позднее в конфликт вмешался и акционер ОАО «Гранит» ОАО «РОСИФ», заявивший в рамках дела № А53-4680/2013 иск к банку и обществу – также о признании ипотеки недействительной. При этом были заявлены требования о применении обеспечительных мер, ограничивающих реализацию заложенного имущества до конца рассмотрения дел.
В конечном счете удовлетворены были притязания банка, однако за счет обеспечительных мер (установленных судами в тот период, когда точка в череде обжалований еще не была поставлена) возможность реализовать недвижимость была заморожена на 9 месяцев. Как следствие, банк вновь обратился в суд в надежде на выплату соразмерной компенсации согласно ст. 98 АПК РФ. Суд первой инстанции банку полностью отказал; решение устояло и в апелляции, и в кассации.
«Отказывая в иске, суды сочли, что само по себе обращение с ходатайствами о принятии обеспечительных мер не может рассматриваться как противоправное поведение, последующий отказ в удовлетворении требований общества «РОСИФ», в обеспечение которых налагались ограничения, также не свидетельствует о недобросовестности общества «РОСИФ» и направленности его действий на причинение убытков банку».
Кроме этого, суды обратили внимание на то, что когда обеспечительные меры были сняты, очередь желающих купить недвижимость не образовалась: торги дважды признавались несостоявшимися, в конечном итоге банк оставил помещение за собой.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила все судебные акты по делу и сформулировала собственное решение по существу спора, присудив банку компенсацию в том объеме, в каком банк того просил (1 000 000 руб.).
Основные аргументы судей ВС РФ:
В указанной истории ответчик не смог предоставить заслуживающих, по мнению коллегии ВС РФ, аргументов к снижению суммы компенсации; суд же расчет истца посчитал разумным и справедливым (сумма компенсации за 9 месяцев действия обеспечительных мер составила 0,55% от стоимости заложенной недвижимости).
Довод ответчика о том, что компенсацию выплачивать не надо, поскольку объект не вызвал ажиотажа на рынке, дважды торги не состоялись из-за отсутствия заявок, а потом банк оставил помещения за собой, ВС РФ также отверг и напомнил ответчику (и нижестоящим инстанциям) о том, что залогодержатель приобретает собственность на заложенное имущество не бесплатно, а по цене, определенной в соответствии с законодательством, которая не может отличаться от начальной продажной цены на первых торгах в меньшую сторону, но не более чем на 25 процентов.
Мне кажется, на данное Определение ВС РФ следует обратить внимание любителям затягивания арбитражных разбирательств и помнить о том, что за подобные затягивания, может статься, придется отвечать рублем.