25 мая на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован очевидно небезынтересный для регистраторского сообщества Приказ ФНС от 11.02.2016 ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован в Минюсте 20.05.2016 № 42195), касающийся порядка выявления в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о юридических лицах и связанных с этим мероприятий.
Официальное труднопроизносимое название документа: «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».
Напомню, что п. 4.2 ст. 9 ФЗ О гос.регистрации, добавленный в закон год назад, предполагает проведение регистрирующим органом проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
В качестве оснований для проверки закон указывает обоснованные сомнения регистрирующего органа в достоверности сведений, в том числе возникающие в связи с поступлением возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Проверка, согласно тексту закона, должна проводиться путем осуществления следующих мероприятий:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Рассматриваемый Приказ ФНС развивает и конкретизирует данные положения Закона о гос. регистрации.
Основания для проверки
Раздел I Приказа посвящен основаниям для проведения проверки на предмет недостоверности.
Перед включением в ЕГРЮЛ сведений проверка проводится по следующим основаниям:
- Наличие в регистрирующем органе письменных мотивированных (с приложением подтверждающих документов) возражений заинтересованного лица против регистрации изменений устава юридического лица либо внесения иных сведений в ЕГРЮЛ.
- Несоответствие сведений, содержащихся поданных на регистрацию документах, сведениям, имеющимся у территориальных ФНС.
- Наличие обстоятельств, связанных с адресом:
- адрес массовый, причем массовость начинается от порога в пять зарегистрированных на адресе организаций;
- известно, что указанных объект недвижимости разрушен;
- адрес заведомо не может быть использован для свободной связи с юридическим лицом (приводятся примеры – адрес государственного органа, воинской части и т.п.)
- по адресу есть возражение от собственника в территориальной ФНС;
- включение в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе влечет изменение местонахождения организации, в отношении которой не окончена выездная налоговая проверка (причем момент окончания проверки предполагает вступление в силу акта, вынесенного по результатам проверки), а также юридического лица, имеющего долги перед бюджетов в части налогов, пени и штрафов. Иными словами – при любых проблемах с налоговой переезд в другой регион теперь привлечет повышенное внимание регистрирующих органов.
- Наличие обстоятельств, связанных с личностью лица, имеющего право действовать без доверенности, или участника ООО, если о нем в ЕГРЮЛ ранее вносились записи о недостоверности сведений, либо если такое лицо привлекалось к административной ответственности за непредставление или предоставление недостоверных сведений в рег.орган и срок привлечения к ответственности еще не истек.
- Подача в комплекте документов заявления о выходе участника из ООО, оформленного до 01.01.2016 г. без нотариального удостоверения;
- Наличие обстоятельств, связанных с реорганизацией:
- участие в рео двух или более лиц;
- ситуации, когда в отношении прекращающего в результате рео юридического лица не окончена выездная налоговая проверка или если организация имеет долги по налогам.
Ранее включенные в ЕГРЮЛ сведения также могут привлечь внимание регистрирующего органа в случае подачи заинтересованным лицом заявления о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
Отдельно описываются ситуации, когда указанные выше обстоятельства основаниями для проведения проверки не являются:
- есть основания для отказа в гос.регистрации;
- направленное в регистрирующий орган возражение против регистрации представлено с нарушением установленного порядка и (или) не по утвержденной форме;
- у регистрирующего органа есть заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ;
- в возражении против внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не указаны обстоятельства, по которым заявителя можно считать заинтересованным лицом, либо нет сопутствующих подтверждающих аргументы заявителя документов. Не проводится проверка также, когда в качестве обстоятельств, на которых основаны возражения, указывается несоответствие формы предоставленных для регистрации изменений устава или сведений о юридическом лице нормам законодательства, либо указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, либо если основание, указанное заявителем возражений, опровергается вступившим в законную силу судебным актом;
- возражение отозвано подавшим его лицом.
А судьи кто?
Второй раздел Приказа содержит условия и способы проведения проверки сведений по критерию их достоверности.
Определено, кто именно уполномочен проводить мероприятия по проверке достоверности сведений: по общему правилу – регистрирующие органы, однако некоторые мероприятия (включая получение необходимых сведений от лиц, которые могут владеть релевантной информацией, получение справок и сведений, проведение осмотра недвижимости, привлечение специалистов и экспертов) могут быть поручены территориальным ИФНС.
Сроки проверок и уведомления о результатах
Срок для проведения проверки достоверности сведений по общему правилу равен сроку осуществления регистрационного действия, однако в случае его нехватки может быть принято решение о приостановлении регистрации.
Исключение — «первичка», где приостановление невозможно; при проверке данных, предоставленных для первичной регистрации, правоприменители ограничены и в методах проверки: она может осуществляться только путем изучения представленных документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, включая возражения заинтересованных лиц; у заявителей также можно потребовать пояснения и дополнительные документы.
Другими словами – никаких выездов на адрес при первичной регистрации не предусмотрено! С другой стороны, Приказ придает правовую форму «пояснений» расспросам заявителей, которые в некоторых ФНС активно практикуют сотрудники рег.органов в рамках выявления номиналов и тому подобных темных личностей.
В случае, когда проверке подлежат уже содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения, срок проверки составляет определяется следующим образом: 7 дней с момента получения регистрирующим органом заявления о недостоверности + 1 месяц. Если для проверки необходимо получение объяснений различных лиц, запросы сведений или справок, привлечение специалистов и экспертов, срок может быть продлен до двух месяцев.
Приказом предусматривается конкретный срок на уведомление заинтересованного лица о том, что направленные им возражения не являются основанием для проведения проверки: 10 рабочих дней со дня получения регистрирующим органом возражения или заявления о недостоверности сведений.
Мероприятия по проверке сведений
Приказ конкретизирует нормы п 4.2 ст. 9 Закона о регистрации в части мероприятий по проверке сведений включенных или включаемых в ЕГРЮЛ.
Проверка документов
В частности,интересное уточнение содержится в п. 10 Приказа: проведение проверки в порядке пп. а) п. 4.2 ст. 9 Закона о гос.регистрации (т.е. изучение документов и сведений, поданных на регистрацию, а также имеющихся у регистрирующего органа) проводится в отношении документов и сведений как полученных в рамках полномочий по гос.регистрации, так и в рамках иных полномочий ФНС.
Объяснения физических лиц
Есть разъяснения и по вопросу получения объяснений от лиц, которым может быть известна важная для принятия регистрирующим органом решения информация:
- Получить объяснения можно от любого лица;
- По общему правилу, лицо для дачи пояснений вызывается в рег.орган;
- Объяснения могут быть получены по месту проживания (пребывания) лица, если он по уважительным причинам прийти не может.
Запросы в гос.органы
Приказ предусматривает право регистрирующего органа направлять запросы в гос.органы, органы местного самоуправления, нотариусам, юридическим или иным лицам, т.е. собственно, всем и каждому.
Осмотр объекта недвижимости
Данное проверочное мероприятие должно осуществляться по поручению регистрирующей налоговой территориальным органом ФНС, к которому относится объект.
Осмотр должен проводиться в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи и оформляться протоколом.
Привлечение специалиста, эксперта
Приказ предусматривает возможность – в случае необходимости – привлечения независимого специалиста или эксперта. Об участии специалиста делается отметка в документе, оформляющем результаты проводимого мероприятия. Привлечение эксперта оформляется постановлением, причем копия такого постановления высылается соответствующему юридическому лицу, в отношении которого ведется проверка, или заявителю при гос.регистрации, если дело идет о залоге доли.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
Последствия установления недостоверности сведений
Если установлена недостоверность сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ, выносится решение об отказе в гос. регистрации.
Если проверка проводилась в отношении уже имеющихся в ЕГРЮЛ данных и была установлена недостоверность таких данных как:
- Сведения об адресе
- Сведения об учредителях (участниках), размере, обременениях долей, сведения о держателе реестра АО, управляющим долей, входящей в наследственную массу
- Сведения о лице, имеющем право действовать от лица организации без доверенности (ФИО, паспортные данные, ИНН)
Регистрирующий орган направляет юридическому лицу, его учредителям (участникам) и ЕИО уведомление о необходимости предоставить достоверную информацию. Срок для реакции со стороны организации – 30 дней с момента направления уведомления. Если реакции не последует (а тут нельзя исключать фактора «Почты России»), то регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности сведений.
Если проверка проводилась по заявлению заинтересованного лица о недостоверности данных, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ, о результатах проверки ему должно быть сообщено в течение 10 дней с момента окончания всех мероприятий.
В качестве приложения к Приказу прикреплена Форма Р34002 «Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц».
Напомню, что в свое время в сети появился проект Приказа ФНС, предусматривающий введение новых форм для подачи возражений заинтересованных лиц противо регистрации (см. подробнее публикацию о проектах форм Р34001, Р38001 и Р38002). Судя по данным с Официального сайта для размещения информации о подготовке НПА и результатах их обсуждения Приказ до сих пор не зарегистрирован в Минюсте.